Мировоззрение Диалог Экология


О чистоте и видимости чистоты

По многим причинам, очередная попытка решить "мусорную проблему" города успехом увенчаться не может. Главная причина в том, что чистота отождествляется с видимостью чистоты.
Нет самостийных свалок и куч мусора во дворах, значит, город чистый. Все вывозится на городскую свалку и там... превращается в канцерогенный дым и твердые яды на "радость" и "здоровье" жителей.
Зато большому числу жителей мусорные кучи уже не будут мозолить глаза. Жаль только, что кроме глаз у нас есть носоглотка, легкие, кожные покровы, которые очень страдают от мелкой фракции, пыли и выхлопных газов автомобилей. А коль скоро число автомобильных рейсов увеличится, то ядов и пыли в воздухе станет еще больше (увеличится число болеющих, уменьшится число работающих).
Нельзя не видеть и прямые экономические затраты: 25-ти километровые автопробеги на свалку имеют стоимость, которую почему-то разучились считать. Я не экономист, но и то понимаю, что в стоимость автопробега входят много составляющих: тут и зарплата водителя, и его начальника, и бухгалтеров... и стоимость бензина, и стоимость изношенной резины (колес), износ двигателя, кузова машины и т.д. Содержание автодорог - тоже деньги и, наконец, автоаварии, уносящие не только деньги, но человеческие жизни, также прямо пропорциональны количеству автопробегов.
Можно ли забывать, что всё это снизит и наше здоровье, и зарплаты, и пенсии!?

К счастью, есть другое решение проблемы (когда экономика не страдает, а экология становится лучше не только по видимости, но и по сути). Правда, для этого придется "выбросить на свалку" "добрую" традицию: валить весь мусор в ОДНУ КУЧУ.

Каждый "производитель мусора" должен его разделить хотя бы на две разновидности:

1. Животно-растительный и
2. Прочий мусор.

Первые отходы компостируются в специальных траншеях или в пунктах получения чернозема (ППЧ), которые одновременно выполняют функцию общественных туалетов, т.е. имеют внешний люк, куда дворники или дежурный по санитарному состоянию микрорайона сбрасывает растительный мусор, принимаемый от населения в определенное графиком время (как бы вместо приехавшей "мусорки"),
Весь прочий мусор также принимает дежурный и самостоятельно сортирует его на 4 разновидности. (Дежурный необходим, потому что обезличка, особенно в новом деле, недопустима).
Дежурство под контролем домоуправлений или предуличных комитетов несут все взрослые (дееспособные) жители микрорайона (один раз за несколько месяцев).
По мере заполнения траншеи или ямы под туалетом (т.е. под ППЧ) и переправления смеси она пересыпается сопутствующими неорганическими отходами: золой, шлаками, дорожной пылью и вывозится на загородные, голые от травы, площади, которые в первый же год превратятся в "джунгли" травянистой растительности, т.е. в корм для скота.

Экономия автотранспорта в том, что не потребуются дорогостоящие мусорные машины и, кроме того, "мусорки", хотя и сжимают, все равно везут за один рейс только 200-300 килограммов, в то время как бортовая машина увезет за рейс несколько тонн - столько, сколько увозят 20-30 мусорных машин.

Отходы второй категории не гниют.
Их можно накапливать неограниченно долго, а вывозить централизованно и не на далекую городскую свалку, а туда, где отходы дают доход или иной положительный эффект. Как правило, это бывает совсем недалеко от места возникновения отходов. Нужна только мысль и организация дела. Например, кирпичная крошка, камни, стеклобой, битый шифер, штукатурка, глина в совокупности пригодны для дорожной призмы, для подъема уровня пешеходных дорожек, для засыпки больших и малых карьеров...

Вообще все виды отходов находят многочисленные, неожиданные применения в жизни. Нужно только не жалеть газетных полос и печатать все читательские примеры: один из читателей более десятка лет рассказывает о том, что он нашел применение рваному полиэтилену, гафрокартону, стеклянным и пластмассовым бутылкам, отходам садов и огородов, т.е. вырубленным деревьям и кустарникам в их натуральном виде (не превращая их в кучу дров, хотя это лучше, чем вывоз их на свалку).

Найден способ отапливания дома без водяного оборудования, на огороде и дворе использовано порядка двухсот старых автопокрышек по 30-ти различным применениям.Если бы каждый белоречанин знал о всех применениях, то из этих 30-ти 2-3 выбрал бы для себя самый упорный консерватор. И тогда покрышки на валялись бы везде, а имели бы значение строительного материала. Вместо этого, то здесь, то там (особенно на свалке) поднимаются столбы черного дыма (жгут покрышки), в котором, как известно, содержатся десятки ядов (во главе с коварным диоксином).

Проблемы экологии невозможно решить шаблонными способами на основе инструкций, составленных в прошлом веке. Но у прадедов наших проблемы экологии, если и были, то были другими, чем наши.

Не стоит кивать и на Москву, которая недавно была грязная, а теперь, по слухам, стала чистая. Не стоит потому, что продолжительность жизни москвичей на 10-15 лет меньше, чем по России. Значит, грязи, вредной для здоровья, там больше, а видимость чистоты создать было немудрено: в Москве сосредоточено 85% денежных средств России. Есть деньги - нет проблем с организацией уборки мусора стародедовскими способами. Но для нас опыт Москвы не подходит. Даже если бы он был положительным.

Бесполезно почти на все 100% изучать опыт борьбы с мусором зарубежных стран. У них не было нужды создавать, к примеру, "ядерный щит", у них нет таких необъятных границ, которые должны охраняться самыми здоровыми людьми. У них нет такого гигантского железнодорожного автомобильного и авиационного транспорта, на котором работает у нас большая часть трудового населения и т.д.

Можно ли после этого удивляться, что у нас денег на экологию нет?! Для старого мышления здесь полный тупик. Только оригинальные, смелые, неординарные, нешаблонные решения могут изменить к лучшему экологическую обстановку как в нашем городе, так и в России.
Но для этого нужно чтобы они печатались и заинтересованно обсуждались. А не замалчивались и не подвергались идиотским насмешкам. Именно эти нестандартные мероприятия могли бы без единой копейки денежных средств (только за счет умной организации дела и перестройки экологического мышления) убрать мусор не только из города, но и не вывозить его на городскую свалку.

 

 
 

 

 


© 2022 Скопин Павел

Яндекс.Метрика