Мировоззрение Диалог Экология


Диденко Ф. Если потрясти головой

Письма философско-бытового направления несколько лет присылает наш постоянный автор Павел Александрович Скопин. Стремясь к диалогу с читателем, он развивает множество мыслей и идей, которые, на его взгляд, помогли бы простому человеку понять своё предназначение в этой жизни, выработать определённое мировоззрение, а заодно по ходу спора додумать, наконец-то, и своё личное восприятие мира. Его идею организовать при редакции дискуссионный клуб, в общем-то, мы встретили с сочувствием, но, чтобы не отрывать и так занятых своими проблемами белоречан, не отягощать их головы светскими разговорами, открыли на страницах газеты постоянную рубрику с одноимённым названием. Таким образом, любящим поспорить открыта «зелёная» улица со своими брёвнышками. Садитесь, общайтесь… Кстати, и круг спорящих велик -  лучшие умы города и района.

Другое дело – о чём спорить и как. П.А.Скопин предлагает выработать, опубликовать и возвести в ранг государственного закон «Правила диалога».

А зачем? Итог любого спора зависит от личной культуры его участников. Не обижай человека, держи себя «в узде», не навязывай своих мыслей, умей слушать другого. Иначе и до драки можно дойти!

Далее предлагается путём свободной дискуссии выработать «такое мировоззрение, которое не  содержало бы логических противоречий», как, например, приглашение к спору «нерелигиозного христианства». Но ведь в споре рождается истина, напомнили мы тов. Скопину, о чём бы ни рассуждали спорящие – о повышении удоя коров или позиции Президента. Лишь бы это был не спор для спора, чтобы «поточить зубки», а заинтересованный диалог на какую-нибудь злободневную тему, задевающую тонкие струны человеческой души. Почему бы не поговорить о религиозном воспитании, о продолжающемся разрушении природы в городе и районе, о причинах духовной деградации части общества. Да мало ли у нас тем!

У  П.А.Скопина их скопилось великое множество. Несколько статей прислано для публикации. Одна из них «Религия и логика» (в поисках верного мировоззрения). В ней несколько тем, требующих специального обсуждения (о мировоззрении вообще, истине как таковой, фактах признания Иисуса Христа  с точки зрения разных религий, вреде длинных богослужений).

Вот и получается, что статья обо всём – и ни о чём. Сколько существует мир, столько же идёт бесконечные споры служителей религиозных культов о преимуществах своей религии, и они остаются при своей вере и при своем мнении. Так уж устроено на нашей Земле. И никогда не объединить религии – не нами это дано.

Таким же многотемьем страдает и другая статья П.А.Скопина «О хлебе, мясе, красоте и… бурьяне». Начинается она с описания целебных свойств луговой травы, её искусственном выращивании, далее автор переходит к пользе бурьяна, использованию бытовых отходов для повышения плодородия почвы (практические советы), строительству на крышах «зелёных лужаек», преимуществах зелёных галерей и других проблемах озеленения и градостроительства.

Со многими положениями можно и должно согласиться, хотя давным-давно известна польза естественной природы. Знают об этом местные власти, но существуют сотни причин, по которым практически что-либо изменить не представляется возможным. Говорят, что капля камень точит, вот если бы наш уважаемый автор помог через газету повернуть в нужное русло позицию наших озеленителей?

Куда девать зловредный органический мусор? Автор даёт ответ – одна земля и может принять в себя и превратить в плодородный чернозём промышленные отходы.

Среди словесных баталий нет-нет да мелькнёт свежая, интересная мысль, и вдруг  засветится разными гранями вроде бы избитая тема. Уж сколько писалось и говорилось о таком человеческом пороке, как лень. Вспомните А.С.Пушкина: «Мы ленивы и нелюбопытны», народную поговорку: «Лень открой дверь, пожар. Сгорю, а не отворю». А ленивый Емеля, что сидит на печи…

Есть ещё мудрая лень – утверждает автор. До поры, до времени, пока не появится толчок к действиям…

В самом авторе, как и в каждом человеке, столько всего намешано. Он прекрасно поёт, любит собирать грибы, наблюдать природу, человека, следить за словом, вдумываться в его смысл. Он хотел бы объять необъятное, сделав для людей что-то очень хорошее, научить их ценить и беречь то, что находится рядом с ним. Годы идут, и столько появляется необъяснимого, невостребованного. Павел Александрович спешит поделиться своими мыслями с людьми, но вот беда – не углубляется в названные проблемы, а отсюда противоречив. Поэтому в одной из своих заметок он обращается к молчаливым редакциям, не печатающим его статей: «Чем рискует сотрудник редакции, не отвечая на письмо думающего читателя, существует ли на этот счёт законоположение?». Да существует. Мы обязаны внимательно относиться к любому письму и доводить разговор с читателем до логического конца. Но если спор ведётся порой ради самолюбования, то, прочитав некоторые статьи, невольно ловишь себя на заклинаниях: «Чур меня, чур!..» и быстренько откладываешь на более подходящий момент, уже обвиняя не автора, а себя: а вдруг со мной что-то приключилось, и я просто не в состоянии понять страдания рядового человека. В самом деле, а правильно ли потупил дед со своей жадной старухой, оставив её у разбитого корыта? Может быть, ему с ней и не надо связываться? Или другой вопрос, волнующий Павла Александровича: почему «Мёртвые души» названы поэмой? Что поэтического нашли в изображении «мёртвых душ»?

Хочу обратиться  непосредственно к читателю: вы ловили себя на том, что после трудового дня, наполненного всякого рода впечатлениями, ложась спать, начинаете прокручивать в памяти то, что случилось с вами, вашими коллегами, родными, просто знакомыми. Получается гигантский калейдоскоп обрывков фраз, законченных мыслезаключений, ничего не значащих слов, навязчивых мелодий. И вот, наконец, стоп! – мозг ваш услужливо подаёт одну-единственную мысль, поразившую вас во всей этой мешанине и какофонии звуков и гамме цветов – почему, к примеру, люди ссорятся, что им вообще в этой жизни надо? И вы начинаете развивать её, вспоминать подходящие случаи из практики. А к чему ведёт озлобленность?

Мозг опять де подбрасывает ответ, вычитанный из современных независимых газет – конечно же, к катаклизмам, народным бедствиям. Если окрасить все злобные мысли в чёрный цвет, а светлые в серебристый, и посмотреть сверху на нашу планету, то наверняка она будет чёрной… Сразу представляете себе среди мириадов звёзд знакомый глобус-шарик Земли чёрного цвета в огненных сполохах (сигналах военных действий). Это ужасно! И не до сна тут. Что же делать? Есть простой совет – хорошенько потрясти головой,  и странные видения сразу же исчезнут.

 

Ф. Диденко.

 
 

 

 


© 2022 Скопин Павел

Яндекс.Метрика