Предприимчивость и мировоззрение
Кризисные явления в нашем обществе многие объясняют тем, что мы в отличие от западных стран не умеем использовать экономические рычаги, не создаём материальной заинтересованности труда.
У нас де кругом идеология, а вот на Западе кругом чистоган.
Так ли это?
Президент США Никсон как-то говорил, что Америка держится на энтузиазме. Был когда-то энтузиазм и нас, например, в годы первых пятилеток. Темпы роста производства в СССР достигали 33% в год (!!!), т.е. русские смогли делать то, что ни до, ни после не сделал никто.
Причина здесь, конечно, не в нации. Любой человек, любой народ, одержимый какой-то идеей, творит чудеса. Наоборот: материальное богатство людей само по себе счастья не даёт и могучим стимулом к труду быть не может. Больше того, оно не защищает человека от самого ужасного – от самоубийства.
«Тому в истории мы тьму примеров слышим». Вот римляне, захватив полсвета, «почили на лаврах», т.е. стали удовлетворять буквально все свои потребности. И что же? Среди этих владык каждый второй кончал жизнь самоубийством. Купающийся во всех благах Печорин едет в Персию в надежде… умереть где-нибудь на дороге. И т.д. и т.п.
Слышится ироническое возражение: «Почему-то западные богачи не торопятся залезать в петлю». Правильно. Только дело в том, что эти люди, во-первых, много работают, во-вторых, они не так уж и бедны духовно. Правда, они не очень разбираются в теориях развитого социализма, не очень уважают «подлинно научное мировоззрение – материализм и атеизм», но они вряд ли боятся аргументов атеистов и вряд ли убегают от спора, чаще всего наоборот. Именно атеисты боятся спора и раньше побеждали за счёт… маузера в кармане. Таким «железным аргументом» им удалось «убедить» Россию стать нищей духовно и материально.
Западные бизнесмены – «воплощение безнравственности и стяжательства» - могут кивком головы заключать миллионные сделки, а у нас такие дела обставляются актами, договорами и процедурами, которым нет числа (ибо социализм – это учёт и контроль).
Многие понимают это и призывают равнение держать на Запад.
Не учитывая, однако, того, что предприимчивость – это не фундамент здания, а его вершина, т.е. при всём нашем желании сразу мы не можем её достичь. Путь к ней и далёк, и долог. Но начинать его надо. С чего? С правильного мировоззрения. Какое отношение оно к предприимчивости имеет? Разве лень, безделие не осуждают все учения и религии?! Осуждают, но по-разному.
Мы, например, лень называем ласково – матушкой, а христианство называет лень одним из семи смертных грехов. Разница очень существенная.
Но вместе с тем православные христиане огромное количество времени и сил отдают молитвам и обрядам, и так как двум господам служить нельзя, то предприимчивость остаётся благим пожеланием или пустой мечтой. И другие религии и конфессии хозяйскую деятельность ставят в лучшем случае на второй план, считают её суетой, которой заниматься нужно только в силу необходимости.
Плохо с предприимчивостью и у мусульман, и у атеистов. У последних нет твёрдой морали, и для них предприимчивость обязательно превратится в рвачество, в теневую экономическую деятельность.
Таким образом, во всех основных группах населения страны почти нет людей с мировоззрением предпринимателя.
Что можно сделать?
На страницах газет и журналов развернуть спор о том, чьё мировоззрение более цельно, т.е. более логично, более гуманно, более жизненно, и в результате СОЗДАТЬ новое мировоззрение, в котором было бы всё лучшее из существующих, но отброшены их недостатки, однобокости и противоречия.
Конечно, это будет ни коммунистическое, ни православное, ни мусульманское мировоззрение. Это будет мировоззрение логичных, добрых, деятельных людей.
Только после этого можно будет сказать всемогущее слово «Вперёд!» и начать действовать.
Без этого все наши труды нейтрализуются: одни в поте лица годами что-то строят, другие в это же время и тоже в поте лица делают снаряды, затем снаряды летят в строения – получаются трупы и развалины. И… цикл «жизни» повторяется снова. Пока разрушенная природа не поставит точку над этими «шалостями» сынов человеческих.
На сегодня природы осталось так мало, что объединению всех вокруг истины просто нет альтернативы.
Истина же рождается в споре, который у нас почти не практикуется. Вместо него бесконечные произношения речей и печатание статей. Но ведь произношение речей – это не спор!! Спор – это диалог двух, а не два монолога. И, несмотря на полную очевидность этого, сплошь и рядом приходится слышать: «Вот уже шестой год спорим, а толку нет!»
Товарищи дорогие! Да поймите же наконец, что спора у нас по-прежнему в жизни нет. Потому нет и истины.
Читали ли Вы где-нибудь, например, такой заголовок статьи: «Диалог коммуниста и православного христианина»? Или диалог предпринимателя и покупателя? И т.п.
Боязнь лишиться своих убеждений или «лишиться» отсутствия таковых пока ещё настолько сильна, что скрещивать шпаги своего ума по вопросу мировоззрения не отваживаются даже закалённые в боях фронтовики.
Не этой ли трусостью объясняется то, что данное через газету предложение создать в городе дискуссионный клуб (для взрослых) не получило ни единого отклика. Каждому хочется оставаться при своём мнении.
Были бы только товары в магазинах. Но в этом всё и дело, что без идейного единства нации будет только изобилие вражды, но не изобилие благ.
Итак, вначале правильное мировоззрение, затем предприимчивость, и только после этого – изобилие.
И никак иначе.
У кого другое мнение – попробуйте изложить его или хотя бы найти слабости или противоречия во всём вышеизложенном.
01.03.1991 г.