Право на обиду
«Пристрастие недальновидно,
а ненависть и вовсе ничего не видит»
Молодой человек курил в автобусе. Ему было сделано замечание, на которое, он, однако, никак не отреагировал, показывая презрение к людям, совершенно для него незнакомым. После паузы пожилой мужчина повторил требование, напомнив русскую поговорку: «Ослу говорят три раза, на мельнице говорят дважды (из-за шума), человеку говорят один раз».
Папироса была погашена, но молодой человек перешёл в наступление:
«Дед, - сказал он, - ты на войне был?». Деду было чуть за пятьдесят, на войне он, явно, не был, хотя горя и бед, очевидно, хлебнул немало. Говорить об этом не стал, полагая, что к вопросу курения в автобусе это не имеет никакого отношения. Но молодой человек, вероятно, думал иначе.
Очень возможно, что он побывал уже в Афганистане или в Чечне, смотрел смерти в глаза или испытал на себе какую-то тяжёлую несправедливость со стороны общества и теперь это, по его мнению, давало ему право нарушать общественный порядок. Увы, встречаются фронтовики, которые неуважительно относятся к действующим законам и к обществу. Ими движет обида. Они задают вопрос: почему ИМ выпало на долю получить телесные или духовные травмы?!
При этом забывается, что почти каждый взрослый человек может «похвалиться» тем, что испытал когда-то большую несправедливость или большое горе. И если все начнут свои обиды выплёскивать в форме нарушения общественного порядка, то жизнь превратится в ад, в войну всех против всех.
Вместе с тем, нельзя никак не реагировать на то, что сегодня российские парни гибнут в Чечне, что ценовая политика государства бьёт по некоторый части людей почти смертельно, что дети дышат в городах воздухом, который обеспечивает им инвалидность в раннем возрасте… Так кто виноват? Кому нести обиды и печать свою?
В первую очередь, себе. Спросите собственное сердце – всё ли ты сделал для торжества добра и справедливости?
«Мне лень думать», - откровенно признаются некоторые, полагая, что это хотя и грех, но очень небольшой, тем более что «я ведь признаю это грехом. Значит Бог должен меня простить.
Между тем лень думать, значит лень быть Человеком, а это и есть причина всех беззаконий и беспорядков!
Тогда и не обижайся, что и в отношении тебя тоже допущена несправедливость.
Право на обиду, если можно так выразиться, имеют только те люди, которые действительно делают ВСЁ от них зависящее для торжества добра и правды, а получают от общества одни пинки, насмешки и равнодушие.
Но и им обижаться не следует, так как награда за их страдания будет неземная. Награда от Бога. И сколько бы не смеялись над этим господа неверующие, но объединить высокую нравственность и эгоистический разум можно только при помощи этой мысли. Только она поддерживала жизнь вчера, поддерживает её сегодня и будет поддерживать завтра. Только она успокаивает всякие обиды, но, вместе с тем, ставит человека перед огромной как небо ответственностью.
Можно попирать нравственные законы, можно ловчить и временно уходить от законов государства, но нельзя выпрыгнуть из Вселенной и избежать встречи с её Хозяином.
«Если Бог действительно есть, - заявил один выпивоха и хулиган, - то наше дело труба». И хотя страх - не лучшее чувство, но именно им, по мнению христианских подвижников, следует пользоваться для очищения себя от духовной слепоты и глухоты. Обиды всегда слепы и глухи. Обидчивость всегда признак гордости, а гордость, по крайней мере, в христианстве, считается смертным грехом. Гордость далеко не всегда имеет резкие вызывающие формы. Чаще наоборот: гордец одевается в «одежду» смиренника – несправедливо обиженного – и апеллирует к чувству жалости к нему. Но отделить истину от фальши нетрудно: гордец красочно описывает лишь свою боль и почти не видит боли другого. Общественные же проблемы его совсем не интересуют.
Наоборот, истинное смирение заставляет человека воспринимать общественные болезни как свои собственные, а о своих забывать. Как сказал поэт прошлого:
«Горя-то, горя-то сколько кругом,
Божьего света не видно.
Право, о собственном горе своём
Думать становится стыдно».
Или как поётся в песне: «Раньше думай о Родине, а потом о себе». Тогда и личных неприятностей станет меньше, ибо спокойнее станет на душе, яснее заработает разум, который подскажет выход из трудных ситуаций лучше, чем чувство обиды.