Как люди приходят к вере
Как люди приходят к вере? По-разному, но в основном путём размышлений, и лишь в отдельных случаях обращает человека к вере чудо. О таких случаях можно и нужно говорить, причём, убедительней, когда о чуде рассказывает не тот, с кем оно случилось, а незаинтересованный, посторонний, чужой человек, кем и является в данном случае автор этих строк.
В пятидесятых годах прошлого столетия, когда мне было 12 лет, по убедительнейшей просьбе (именно просьбе, а не требованию), мне приходилось бывать в церквях г. Петропавловска Североказахстанской области.
В то время посещение церквей и особенно выстаивание длинных служб было, мягко говоря, очень непопулярно для людей среднего возраста. Поэтому, увидев однажды в церкви хорошо одетого представительного вида мужчину, моя мать зазвала его на чашку чая (после утреннего богослужения) и спросила: почему он в церкви? «Потому что я верующий человек», - ответил он и рассказал следующее.
До войны я был лектором по научному атеизму, несмотря на то, что родители мои были глубоко верующими людьми. Я не пытался их разубеждать, но своё дело продолжал делать с полным убеждением необходимости и полезности его. У меня во время лекций пересыхало горло, но в этом я, конечно, не усматривал ничего сверхъестественного.
Однажды, когда родители были в церкви, я прилёг отдохнуть и уснул. И вот ясно вижу: в дом зашёл… Иисус Христос. Он подошёл к кровати, на которой я лежал, и сказал: «Через месяц начнётся война. Тебя спасёт медведь». И вышел через открытое окно. За ним вылетели три голубя. Мне почему-то стало жалко и Его уход, и особенно голубей, что в слезах я закричал: «Ушёл, ушёл, и трёх моих любимых голубей забрал!».
Проснувшись на мокрой от слёз подушке, я сказал своим родителям, возвратившимся как раз из церкви, чтобы в мою комнату не входили ни они, ни друзья, и я долго обдумывал и этот сон, и своё атеистическое мировоззрение, в котором и до этого уже виделись слабые места.
Я решил лекции больше не читать, потому что сон был настолько ясный, что убедить себя в его обычности я просто не мог. За разговоры о предстоящей войне я попал в тюрьму, и, когда через месяц действительно началась война, оказался в штрафном батальоне. Так было так тяжело, что я дважды пытался покончить с собой: бросал под себя гранаты, но оба раза они взрывались как-то в одну сторону, я оставался живой, только с лёгкими ранениями, которые вскоре заживали.
На этом месте я перебил рассказчика вопросом: «А как Вас спас медведь?».
Медведь этот был не медведь, а комбат, которого солдаты звали медведем за его крутой и свирепый нрав. Однажды он приказал мне отнести пакет с каким-то важным донесением в штаб дивизии. Дал двух помощников, которым задание показалось трудным до невозможности. Волей случая мне пришлось слышать их заговор насчёт убийства меня: «Он дурак! Мы все трое погибнем, так уж лучше…». Но тут началась сильная бомбёжка, мы расползлись в разные стороны и потеряли друг друга. Задание было действительно трудное. Весь маршрут бомбился и простреливался, и к тому же два раза нужно было переходить реку в ледяной воде. Но я всё-таки на третьи сутки доставил пакет, вручил дежурному и заснул на полу… Проспал я сутки, а, проснувшись, узнал, что мои помощники позже меня всё же дошли до штаба и признались в заговоре убить меня. Они думали, что я рассказал об их намерениях, и, вероятно, считали, что чистосердечное признание смягчит их вину. Но не то было время, и не те командиры. Их расстреляли на моих глазах. Однако настоящее горе ждало меня впереди. В течение трёх дней я получил 3 телеграммы, каждая из которых извещала о гибели родного брата. Все трое служили в разных местах, а сообщения об их гибели пришли как по расписанию…
«Медведь» меня спас этим самым заданием (доставить пакет), потому что на следующий день на батальон обрушилась такая бомбёжка и такие атаки немцев, что в той «мясорубке» погибли все бойцы, включая самого «Медведя».
«И как после всего этого я мог оставаться неверующим человеком?», - закончил вопросом рассказ бывший лектор по научному атеизму.
У меня тогда не было сомнения в правдивости этого рассказа. Нет его и сегодня, хотя умозрительно можно нарисовать возможность обмана. Можно предположить, что этот человек был агентом заграницы и осуществил так называемую идеологическую диверсию (в последние годы существования СССР это словосочетание употреблялось очень часто). Рассказчик предвидел, что его появление в православном храме на территории СССР неизбежно вызовет удивление и вопрос, который озвучила моя мать. Посеять сомнение советских людей в правоте и научности атеизма - была одной из главных целей холодной войны с СССР. А придумать рассказ мог и талантливый писатель или даже группа западных богословов. Вот почему для меня и этот рассказ, и другие рассказы о необъяснимых явлениях не явились главным вероутверждающим аргументом. Больше убеждали размышления над книгами, в том числе и атеистическими. Там ясно виделись приёмы, несовместимые с правдивостью и общечеловеческой культурой мышления. Добросовестный атеист должен спокойно, с большим сожалением говорить об отсутствии Бога и вечной жизни, а в атеистических брошюрах говорилось злобно, и в расчёте не то, что читатель точный текст Библии не знает и тем более не читал ни одного толкования к библейским книгам. Ещё сильнее убеждали так называемые библейские "противоречия" или "нелепости", которые при терпеливом, основательном и добросовестном размышлении объяснялись просто и одновременно мудро.
Но решающим условием веры, вероятно, для всякого человека, а не только для меня, всё же является личный опыт жизни... в органическом единстве с размышлениями и спорами с оппонентами. Тот, кто боится поставить свою веру под огонь аргументом, тот по сути неверующий человек, точнее, он верующий, только не в Бога, а в людей - в лидеров его веры. Такая вера не есть драгоценность. Она останавливает движение собственной мысли человека, давая лишь фанатичную уверенность, что де он "обретохом веру истинную" (слова из православного богослужения). Между тем Истина (как и жизнь) - это ПРОЦЕСС непрерывного и бесконечного движения мысли в НОВОЕ. Новые мысли рождают и новые чувства, и новые желания, т.е. те самые "реки воды живой", текущие из недр человеческого духа (Еванг. от Иоанна, гл. 7 ст. 38), если человек действительно верит в Бога, а не в лидеров религий, конфессий и сект. Опровергая спор с инаковерующими людьми, религиозные ортодоксы обретают веру фарисеев, набожность которых не помешала им совершить злодеяние №1 - распять на кресте Воплощённую Истину. Сегодня редчайшие люди отстаивают атеизм, зато вопрос: "Чья вера истинная?" остаётся открытым и в высшей степени актуальным.
Видео на эту тему: