Мировоззрение Диалог Экология


Знать как Отче наш

В царское время, когда церковь не была отделена от государства, каждый взрослый гражданин обязан был знать текст молитвы «Отче наш». Вероятно, тогда и возникла пословица, вынесенная в заголовок. Сегодня многие люди знают текст молитвы, которую, по свидетельству евангелистов, дал сам Иисус Христос. А вот понимать смысл каждого слова этой краткой молитвы многие считают ненужным, неверно полагая, что в молитвах вообще ничего не нужно понимать. Другие и хотели бы, да затрудняются.

Текст «Отче наш» действительно содержит много загадок, причём с первых же слов: «Отче наш сущий на небесах...». Почему только на небесах? Ведь Бог вездесущ! И что такое «небеса», если во Вселенной нет ни верха, ни низа?

Приходится вспоминать, что Бог есть Дух, Он выше вещества, пространства и времени, Ему «нет места и причины», Он пребывает в неприступном свете, причём свет этот тоже нематериальный.

Все эти труднопонимаемые богословские категории в молитве «Отче наш» заменены (или выражены) краткими и более понятными словами «сущий на небесах».

По своему всемогуществу Бог контролирует любую точку Вселенной и, значит, Он вездесущ в материальном отношении. Но в духовном, в истинном смысле, Бог пребывает только в высочайших сферах и его нет там, где господствует бездарная, скучная обыденность, не говоря уж о проявлениях злобы, зависти и т.п. Значит, произнося слова «сущий на небесах» нужно стараться возвыситься мыслью и чувством над бытовой обыденностью и суетой. Возвыситься настолько, насколько позволяют наши способности.

После обращения к Небесному Отцу начинается текст самой молитвы: «Да святится Имя Твое». Что означают эти слова? Просьбу чего-то или восхваление Бога? Внимательно читая Библию, можно заметить, что там нигде Бог не вменяет человеку в обязанность Его восхвалять. Значит - это просьба. Но почему тогда нет самого слова «прошу» и чего можно просить такими странными словами?

Имя Божие и так свято, желаем мы того или не желаем. Оно святится «славой звёздной», святится праведной жизнью ангелов и святых людей, святится бесконечным разнообразием и совершенством природы и т.д. Но этими словами мы просим, чтобы Имя Божие святилось и через НАШУ ЖИЗНЬ. Святилось, а не позорилось, что бывает чаще, когда на словах - верующий человек, на деле исповедует махровый фанатизм и обладает замечательным невежеством в важнейших вопросах своей же веры. Иные даже гордятся тем, что они ничего не понимают, но зато веруют.

Забегая вперёд, скажем, что в молитве «Отче наш» содержится 7 прошений, в которых, по сути, испрашиваются у Бога 7 духовных совершенств, называемых Дарами Святого Духа. Их совокупность составляет сущность СВЯТОСТИ. Ещё в Ветхом Завете людям было заповедано: «Будьте святы, как свят Я, Господь ваш». А в Новом Завете Христос ещё раз подтвердил эту заповедь: «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный». (Евнг. От Мтф. глб, ст.48). Святость - необходимое и достаточное условие наследования вечной жизни.

Библия не только не запрещает, но, наоборот, обязывает верующих думать, рассуждать, исследовать духовные истины, оставляя для веры только то, что разуму абсолютно непостижимо.

Иносказательно про 7 свойств духовного света в Библии говорится не менее 8 раз, а поимённо они названы только один раз, причём в Ветхом Завете в книге Исайи, глава 11 ст.2-3.

Итак, семь Даров Святого Духа (или «Дух Господень») это:

1. ПРЕМУДРОСТЬ.

2. РАЗУМ.

3. СОВЕТ.

4. КРЕПОСТЬ.

5. ВЕДЕНИЕ.

6. БЛАГОЧЕСТИЕ.

7. СТРАХ (Господень).

Первый дар ПРЕМУДРОСТЬ испрашивается в «Отче наш» словами: «Да святится Имя Твое». Мудрость даёт знания добродетельной жизни и способность просвещать других людей (при желании с их стороны).

Может ли человек получить дар премудрости, читая «Отче наш» и не понимая смысла слов? Конечно, нет! Потому что премудрость - это способность глубоко, широко и возвышенно мыслить. Произносить слова, не понимая их смысла, - это значит совсем не мыслить.

Следующие слова в «Отче наш»: «Да приидет Царствие Твое». И снова: Царство Божие придёт независимо от того, хотим мы этого или не хотим, верим в это или не верим, но, произнося эти слова, мы просим, чтобы ОНО пришло и для нас, причём не только в отдалённой перспективе, но и сегодня, сейчас, потому что по слову Христа ОНО «внутри нас».

Гармония (согласие) мыслей, желаний, чувств, внешние успехи бывают у нас только тогда, когда нашими действиями повелевает РАЗУМ. Царство Божие - это, в первую очередь, Царство высокого Разума. Многие считают, что где разум, там непременно скука для души и сердца. Между тем, духовный разум, в отличие от своих «старших братьев» - плотского и душевного ума, учитывает ВСЁ, т.е. потребности и сердца, и души, и тела. Именно разум видит реальный путь постепенного, но постоянного улучшения жизни, что является условием счастья.

У разума и мудрости много общего, но есть и различия: мудрость более «мудра», более знающа, но мудрец может «замудриться» и начать исследовать вопросы, далёкие от реальных потребностей человека. Разум же видит всё не так глубоко, зато более ясно и, кроме того, разумный человек более ДЕЯТЕЛЕН. Значит, человеку нужны оба эти дара (так же как и 5 остальных).

Мудрость отличается от разума, как фиолетовый цвет отличается от синего. Вообще, следует знать, что между духовным и материальным светом существует точная параллель, на которую указывает сама Библия (Книга Бытие гл.9 ст. 13-17 и Откровение гл.4 ст.5).

Духовный свет состоит из 7 даров Святого Духа и материальный белый свет включает в себя 7 цветов: 1) фиолетовый; 2) синий; 3) голубой; 4) зелёный; 5) жёлтый; 6) оранжевый; 7) красный. Это знание позволяет легче и лучше понять суть многих духовных истин.

«Да будет воля Твоя и на земле, как на небе» - таково третье прошение в молитве «Отче наш». Трудно на деле отдать свою волю даже Богу, несмотря на то, что и народная мудрость вторит этому, утверждая: «Живи не так, как хочется, а как Бог велит». Кроме того, нужно ведь постоянно знать в каждой конкретной ситуации, В ЧЁМ заключается воля Божия. Значит нужно иметь внутри себя верного командира наших желаний и намерений, а точнее, СОВЕТНИКА и выполнять его повеления или советы. И третий Дар Святого Духа так и называется - СОВЕТ или более современно: РАССУДОК.

Мудрость и разум дают нам обширные, глубокие, ясные знания, в основном о внешнем мире, но чтобы управлять ДУШОЙ (бурной, как море!) нужны ДРУГИЕ знания (сравните науку философию и науку психологию), а главное, нужна духовная СИЛА. Рассудочный человек как раз и обладает этой силой, как говорил поэт: «Умел рассудком страсти побеждать». Мудрец может сожительствовать с ленью: «Всё знаю, всё понимаю, а делать ничего не могу» (Обломов). Поэтому мудрость и разум для полного умственного совершенства должны дополняться рассудком. Это, как бы совет разума и СИЛЫ (духовной).

Рассудку соответствует голубой цвет в цветовой радуге. Это цвет неба, цвет мира. И, действительно, если бы люди согласились отдать свою волю Творцу, то на земле воцарились бы мир, благоденствие и неземное счастье. Мечтать, конечно, не вредно, но рассудочный человек хорошо понимает, что этого мало: нужно действовать сегодня, сейчас, а не ожидать в пассивности этого благоденствия!

Таким образом, рассудочный человек очень деятельный, хотя и уступает в этом отношении тем, кто наделён даром КРЕПОСТИ. В «Отче наш» она испрашивается словами: «Хлеб наш насущный дай нам на сей день». Под словом «хлеб» можно, а по-нашему мнению и нужно, подразумевать не только укрепляющие нас телесные блага, но и всё то, что даёт жизнь душе и духу. Душа требует новизны и разнообразия. При недостатке или плохом качестве этого «хлеба» душа нездорова, т.е. возникает душевное заболевание: меланхолия, тяга к алкоголю и т.п.

Дух требует ещё большего: постоянного, всестороннего УЛУЧШЕНИЯ жизни. Все эти три разновидности «хлеба насущного» человек может получить при условии, что их источник будет в НЁМ САМОМ, т.е. в его трудолюбии, в здоровья тела, души и духа. Манна с неба молящимся людям, как и всем другим, не сыплется, а если бы и сыпалась, то душа буквально умирала бы от скуки, потому что её главная потребность - непрерывная всерасширяющаяся ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Насытить душу такой
деятельностью может только характер сильный, крепкий, творческий, энергичный. Не случайно четвёртый Дар Святого Духа «КРЕПОСТЬ» символизируется зелёным цветом - цветом ЖИЗНИ.

Следующий Дар Святого Духа называется ВЕДЕНИЕМ, которое в «Отче наш» испрашивается словами: «И остави нам долги наши, как и мы оставляем должникам нашим». Простить ближнего на словах, т.е. сказать: «Я его не осуждаю» - очень легко. Только это часто самообман: если мысли и эмоции занимают голову так, что нет ни покоя, ни творчества, а одно только «пережёвывание» поступков и слов ближнего, то ясно («как день») - осуждение ЕСТЬ! Только поняв умом и сердцем мотивы поступков ближнего можно по-настоящему его простить. А для этого нужно иметь БОЛЬШОЕ СЕРДЦЕ (конечно, речь идёт не о физиологическом сердце) или, как говорят в жизни, быть ВЕЛИКОДУШНЫМ.

Мудрость, разум, рассудок подсказывают нам, как НЕ НУЖНО действовать, но успокоить эмоции, сердечные волнения им не под силу. Нужно ВЕДЕНИЕ - способность понимать ЧУВСТВА других людей.

Мудрый напишет учёный трактат, изобретёт сложную машину, но понять чувства романтиков, влюблённых, детей и старцев, блудников и аскетов и т.п. может только тот, кто обладает широтой сердца, кто ОТВЕДАЛ жизнь во множестве её проявлений, получив, таким образом, способность СОЧУВСТВОВАТЬ, сопереживать другим людям. Не всякий согласится получить такое беспокойное сердце, которое чужую боль чувствует почти как свою собственную. При этом не учитывается, что ВЕДЕНИЕ позволяет чувствовать не только боль других, но и радость, и вдохновение, и высокие порывы любви, в том числе и гениев человечества.

В цветовой радуге ВЕДЕНИЕ символизируется ЖЁЛТЫМ цветом и, в духовном отношении, это золотое качество, которое не заменить никаким количеством жёлтого металла или другими материальными богатствами. Это духовное богатство не обязательно связано с материальной бедностью. Поэтическое, писательское, художественное дарование, высокий артистизм во все времена и почти во всех обществах оценивались достойно и в материальном отношении. Что касается беспокойства, сопереживаний, сочувствий, так ведь это и есть сама жизнь в полном смысле этого слова. Зато дар ведения отнимает у человека раздражительные, злобные, завистливые чувства, которые как раз и подрывают здоровье - и духовное, и телесное.

Шестое слово в «Отче наш» - «Не введи нас в искушение...». Искушение - это проникновение в человека лжи, обмана, болтовни (вместо дел) и т.п. Но не является ли это прошение лишним после того, как молящийся испросил у Бога 5 Даров Святого Духа? Могут ли искушения проникнуть в такого человека? Оказывается, что могут! Потому что «хозяином» в человеке является СЕРДЦЕ, которое имеет власть «выключать» разум и рассудок, да и мудрость человеческая имеет какой-то предел, зато сети лжи и обмана бывают чрезвычайно тонкие и подвижные. Только высочайшая бдительность, соединённая с Божьей помощью, может гарантировать человеку ИСТИНУ. Достаточно вспомнить, что разных религий, конфессий, вер, мировоззрений сотни или даже тысячи! Которое правильное?!

Человек от природы добр и сердце его стремится к красоте. Но искушение в том и состоит, что вместо красоты истинной человеку подсовывается её жалкое подобие или даже карикатура. «Красиво жить не запретишь»,- заявляет девица с сигаретой в зубах, торгующая своим телом и изъясняющаяся на матерном жаргоне. Ей кажется, что она красиво живёт. Другая крайность - религиозный ханжа видит красоту в тихой степенности движений, в елейности голоса, в суровом подавлении души и тела, усматривая в этом благочестие и целомудрие. Между тем целомудрие - это способность мыслить ЦЕЛОСТНО, т.е. в высшей степени стройно, последовательно, гармонично, правильно, т.е. это действительно духовная красота, чего у девицы и ханжи нет и в помине.

Анализ всех злодеяний или безобразий показывает, что все они совершаются ПО ВЕЛЕНИЮ СЕРДЦА, но с обязательным (частичным или полным) выключением разума.

Бывает безрассудная любовь мужчины и женщины, бывает фанатичная любовь к Богу, слепая материнская любовь, слепая любовь к Родине, к техническому прогрессу и т.д.

Например, сегодня «во имя технического прогресса и достижений цивилизации» изготовлены и функционируют сотни миллионов отравителей природной среды, так что почти у всех людей, включая ни в чём неповинных детей, отнята возможность дышать нормальным, здоровым воздухом. Не напрасно в православных церквах в каждом богослужении провозглашается «О БЛАГОРАСТВОРЕНИИ воздухов, во изобилии плодов земли Господу помолимся...» Качество воздуха и воды неумолимо ухудшается. по воле самих людей!!

Искушается современный человек ПО СУТИ, точно так же, как и наши праотцы. «Будьте, как БОГИ», - сказал им искуситель (их ПЛОТСКИЙ ум), если перешагнёте через запрет разума и совести (запрет Бога). Они перешагнули и... «открылись глаза у них обоих и узнали они, что наги» (Книга Бытие гл.2 ст.7).

Так же и сегодня: приобретая или изготовляя всякого рода ИЗЛИШЕСТВА, человек в отдельности и человечество в целом, каждый раз УЗНАЕТ, что эта «одежда» не защищает его ни от опасностей, ни от болезней, ни, тем более, от смерти, а «холод» скуки проходит через всю эту развлекательную индустрию совершенно свободно! Иначе проблем с пьянством, наркоманией и т.п. уже давно бы не существовало. «Сон разума порождает чудовищ» (Гойя). Именно выключение разума объясняет стремление человечества к всеобщей автомобилизации, к «освоению» космоса, мещанской атрибутике в домах и многое, многое другое, являющееся, по сути, ГРЯЗЬЮ жизни, ибо истинный прогресс - это, в первую очередь, ПРОГРЕСС САМОГО ЧЕЛОВЕКА (а не железа) и прогресс этот состоит не столько в создании нового (хотя и в этом тоже), сколько в ОЧИЩЕНИИ сознания, а, следовательно, и жизни! от всего ЛИШНЕГО, объективно не нужного. Свобода от искушений излишествами, богатством (материальным), модой, славой (людской) - это только самое начало духовного очищения, ибо есть искушения более глубокие, которые заставляют одних людей убивать других. Оправдывается это тем, что де эти «другие» являются «бандитами», «подонками», «врагами народа», «еретиками», «фашистами», «коммунистами» и т.д. и т.п.

Со сменой политической власти или религиозной идеологии часто убитых считают очень правдивыми, талантливыми людьми, лучшими представителями человечества. Но мёртвых уже не воскресишь.

Достаточно одного этого примера чтобы понять, насколько злободневно для всякого времени шестое прошение молитвы Господней! «Не введи нас во искушение», т.е. не допусти нам совершить чудовищную неправду, ибо эту неправду можно совершить НЕ ВЕДАЯ ТОГО, совершить... БЕЗДЕЙСТВИЕМ.

Кто был хуже: фашисты или их родители, воспитавшие таких «славных» сынов? Разве не виновата немецкая нация в приходе к власти Гитлера, а советская - Сталина? Разве не виноват сегодня российский народ, что идёт война в Чечне (ведь не делается самого простого: публичного диалога с оппозицией!!). Бездействие, равнодушие - это, по сути, согласие с той политикой, которую проводит Правительство, а оно почти всегда выполняет волю большинства народа. Значит, войны развязываются, в конечном счёте, народами, а не правительствами (как это обычно принято думать). Наша задача - понять, в чём конкретно мы виноваты и что нужно сделать, чтобы исправить это ужасное положение.

По сведениям статистики сегодня в мире насчитывается несколько тысяч разных вер, религий, конфессий и сект, многие из которых (если не все!) считают свою веру самой правильной. Ситуация не столько комическая, сколько трагическая, ибо непрерывно льётся кровь и горит ненависть одних людей против других. Большинство современных правительств не запрещает сегодня исповедовать любую веру. Не запрещаются и собрания-споры на тему: чья вера правильная. Это не делается по воле самих людей. Ведь спор - это труд! Да ещё какой! Спор требует от участников знаний. Приобретение их - это тоже труд. Намного приятнее балдеть, т.е. становиться балдой, а когда вследствие этого возникают непонимания, конфликты между людьми (или государствами), тогда готово оправдание: «Се ля ви - так устроена жизнь и виноват в  этом тот, кто её создал, т.е. Господь Бог. Мы не виноваты: никакого покаяния (ни декларативного, ни действенного) нам приносить не надо». И снова полное сходство с грехопадением наших прародителей.

Когда Бог спросил Адама,- почему тот нарушил Его запрет, Адам ответил: «Жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел», т.е. Бог и виноват, что дал Адаму такую жену. Ева отвечает: «Змей обольстил меня и я ела». Но опять: коль скоро змей это творенье Бога, то в поступке Евы Бог и виноват.

Откровенная хула на Бога сегодня практикуется очень редко. Чаще обвиняется дьявол. Но такое объяснение не вооружает человека ПРОГРАММОЙ действия. Ещё чаще произносятся фразы о своей вине за всё (за войны, за разрушение природы и т.п.), но если за фразой нет дела, то ясно как день: человек не понимает свою вину, хотя для этого не нужно выдающихся способностей. Нужно только «не выключать» свет разума. В этом, видимо, и состоит суть БЛАГОЧЕСТИЯ - шестого дара Святого Духа. Чистое (от неправедных эмоций) сердце отдаёт «бразды правления» разуму и не выключает его ни при каких обстоятельствах. Эта крепкая дружба разума и сердца, как уже отмечалось, называется ЦЕЛОМУДРИЕМ (т.е. мыслим ЦЕЛОСТНО, логически стройно, но противореча самим себе). Сердечная чистота, благочестие, целомудрие -это слова, отражающие почти одну и ту же суть.

Благочестивый человек - это так же деятельный человек, только «локомотивом» его деятельности является не рассудок и «железная воля», а чистое сердце, которому, как уже отмечалось, по природе свойственно любить, стремиться к красоте. Ему, как бриллианту, чтобы засверкать, достаточно быть чистым, но это настолько высокое качество, что по слову Христа «чистые сердцем Бога видят» (Еванг. От Мтф. гл.5, ст.8), а так как «Бог есть любовь (Посл. 1 Иоанна Богослова, гл.4, ст.8), то благочестивый человек излучает милосердие и любовь (по подобию своего Творца).

В цветовой радуге благочестию соответствует чистый, тёплый, оранжевый цвет, цвет любви и милосердия.

Честь воздаётся всяким знаменитостям, но благая честь воздаётся только за дела милосердия и любви. И все-таки благочестивых людей не все любят. «Хотящие благочестно жить гонимы будут», - говорит Библия. Ведь сам образ жизни таких людей лучше слов обличает нечестиво живущих, так что «белой вороной» быть нелегко. Но Божий дар даёт возможность человеку жить «овцой среди волков» (Еванг. От Мтф. гл.1, ст.6), честно и благородно пройти земной путь.

Седьмое (последнее) прошение: «...но избави нас от лукавого» является как бы продолжением (развитием) шестого. Несмотря на краткость, простоту и кажущуюся понятность, оно содержит много загадок. Что подразумевают под словом «лукавый»? Дьявола? Но ведь лукавство - это весёлый, безобидный обман, а господин дьявол совсем не весёлый и, тем более, не безобидный. Эта загадка ещё не так трудна: деятельность, как светлых, так и тёмных сил, должна оставаться предметом веры, а не точного знания. Значит, она должна быть замаскирована под естественные законы природы или психики. Демонам не разрешено нападать на людей открыто, а разрешается только ОБМАНЫВАТЬ, и то не всех, а только тех, «кто сам обманываться рад». Зато обманы их превосходят умственные способности человека и без помощи Бога их не раскрыть. Свою деятельность демоны всегда маскируют под «интересное», под «научное», под «весёлое», под «правдивое» и т.д. Достаточно вспомнить «научный» атеизм или «очень интересные» явления полтергейста, НЛО, контакты с инопланетянами и т.п.

Когда же смотрятся, читаются или слушаются развлекательные, спортивные или художественные передачи, то о демонизме не вспоминают, чаще всего, даже глубоко верующие люди.

Между тем, Христос заповедал «судить не по наружности (Еванг. От Иоанна гл.7, ст.24), а по плодам (Еванг. Ст.7, ст.16). Если в целом жизнь становится всё хуже, а «научных», «спортивных», «весёлых» передач становится всё больше, то самое время задуматься, не является ли это «пиром во время чумы»? Не «Сатана ли тут правит бал»?

Правда, передач, с серьёзным тоном повествующих о бедах нашей жизни, тоже выходит много, но в них, как правило, отсутствуют конкретные, конструктивные ПРЕДЛОЖЕНИЯ по переустройству жизни, а это значит: их эффект отрицательный, так как они убаюкивают людей (дескать, есть другие, которые думают, а мне поэтому можно не думать и не беспокоиться). Часто на одной и той же странице газеты или журнала намешан такой калейдоскоп трагического и комического, что ясно, как день: цель публикаций - щекотка нервов, но не желание что-то исправить в жизни.

Загадка вторая. Может ли Творец уничтожить демонов или сделать так, чтобы они не мешали нам жить? Конечно, может, но не делает, потому что люди, рождённые для вечности должны ещё в этой жизни стать умными, сильными и прекрасными. Но как можно стать сильным духовно, если не будет борьбы и побед над кем-то или над чем-то?!

Загадка третья. Можно ли считать, что зло исходит от дьявола и только от него? Конечно, нет! Потому, что зло, вообще, ни откуда не исходит, ибо зло - не субстанция, а ОТСУТСТВИЕ или НЕДОСТАТОК ДОБРА. Душа любого человека устроена так, что бездействовать не может ни минуты (в состоянии бодрствования). Хорошо ли это? Безусловно! Но вот, если ум человека не подсказал душе в какой-то момент времени полезную, созидательную деятельность, то душа из-за невозможности ничего не делать, обязательно совершит что-то плохое. Подобно тому, как совершенно исправная едущая машина непременно делает зло при заснувшем водителе. Зло не в том, что машина едет, а душа стремится к непрерывной деятельности, а в том, что, заснув, водитель (или ум человека) бездействует.

Вопреки утверждению богословов-ортодоксов наша праматерь Ева соблазнилась не от дьявола, а от своего собственного плотского ума. Моисею это было показано как бы в кинофильме и мысль Евы должна была как-то материализоваться. Если бы змей был дьяволом, то Бог не сказал бы: «Проклят ты перед всеми скотами и перед всеми зверями полевыми: ты будешь ходить на чреве твоём, и будешь есть прах во все дни жизни твоей». (Книга Моисеева Бытие гл.З, ст.14). Дьявол летает, а не ползает и вообще к животному миру его никак нельзя причислять.

А вот если под змеем понимать свойства плотского ума, то и эти слова, и многие другие становятся логичными, понятными и точными. Змей - это низменность и гибкость мышления, позволяющая находить решения в сложных ситуациях, изобретать хитрые устройства. Но эта же способность может подсказать и хитрое преступление, и ядовитое коварство и потому «змей» «проклят перед всеми скотами», которые символизируют благородные или менее зловещие качества плотского ума, но злом не является ни одно из них. Иначе Христос не сказал бы: «Будьте мудры, как змеи» (Еванг. От Мтф. гл.10, ст.16). Итак, змей так же является добром, когда он подчинён духовному уму, а не тогда, когда он начальствует над духом.

Когда в человеке поступками управляет плотский ум, его справедливо называют «животным», «скотиной», а иногда и более конкретно: зайцем - если человек трусливый, козлом - если упрямый, свиньёй - если неблагодарный, лисицей - если хитрый и т.д. Но и и положительные качества также символизируются образами зверей: орёл - символ возвышенного, зоркого ума, лев - символ духовной силы и т.д.

Весь зверинец, который в нас есть должен подчиняться «хозяину», т.е. духовному уму. В господстве духа над материей (над плотью) состоит ГЛАВНЫЙ ЗАКОН ЖИЗНИ. Наоборот, когда плоть командует духом, это приводит к смерти, сначала духовной, а затем и телесной.

Раздражённому Каину, задумавшему убийство брата, Бог говорил: «Грех у дверей лежит. Он влечёт тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Книга Бытие гл.4, ст.7), т.е. грех вне нас, а не внутри нашего духа. Почему же Адам, Ева и особенно Каин не смогли господствовать над плотским умом? Ведь, по мнению многих верующих и также богословов, человек был сотворён по образу и подобию Бога. Это, трудное для многих «противоречие» Библии, возникло из-за невнимательного чтения её, где сказано, что человек СОТВОРЁН по образу Божию, а в отношении подобия применено слово СОТВОРИМ, т.е. это дело будущего. Богоуподобление человека - это цель всей жизни, всей человеческой истории. Его достигнут не все подряд, а только те, кто, во-первых, хотят жить вечно, и, во-вторых, стремятся к этому всеми силами (стремятся к богоуподоблению). Что будет с остальными людьми, можно только гадать, но лучше не делать и этого, потому что познание должно нас вооружать программой действия, а не уводить в гадания, в праздные философствования, которые кроме траты времени ничего не дают. Для многих, впрочем, убийство времени есть цель жизни. Мысль о возможности вечной жизни просто ужасает их, и поэтому Творец, возможно, сделает по их желанию: после смерти они просто исчезнут. Но повторим ещё раз: этого мы не знаем, не можем знать и, главное, сегодня нам это и не нужно знать. Зато нужно знать, что инерция плотского ума заводит часто нас в «пустыни» и в «потаённые комнаты» (Еванг. От Мтф. гл.2, ст.26), где нет Истины, нет Христа.

По виду эти знания очень интересные, таинственные, хотя в сущности пустые или сугубо специальные настолько, что их эффект в реальной жизни для реальных людей нулевой. Демоны, конечно, содействуют углублению человеческой мысли в эти «пустыни» и в «потаённые комнаты», но инициатива всё-таки принадлежит самому человеку, его плотскому уму, его инертности. Уничтожить инертность нельзя (не уничтожив саму жизнь), но и оставить без наказания её тоже нельзя. Поэтому Творец, обращаясь к змею, т.е. к плотскому уму постановляет: «И вражду положу между тобой и между женою, и между семенем твоим и семенем её; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту». Эти слова так же, как обращение к Адаму, в сущности, были обращены (скажем без доказательства, чтобы не многословить) к плотскому уму человека и к его женскому и мужскому началу человеческого характера, а не к змею, и не к женщине и мужчине. Все эти три качества проявили свои несовершенства и потому всем трём назначены средства исправления.

Плотский ум, с его инерцией (ленью) исправляется тем, что «враждует» с ДУШОЙ, главное свойство которой - непрерывная деятельность (как бы антиинерция). Борьба развивает обе стороны и плотский ум приобретает привычку постоянного движения, а затем и потребность движения, т.е. он превращается по сути в душевный ум. Первоначальный душевный ум, в свою очередь, развиваясь, начинает рождать новое (не довольствуясь существующим разнообразием) и приучается господствовать над «змеем» и вновь рождённым душевным умом, т.е. превращается в духовный ум.

Слова «...в болезни будешь рождать детей» (Бытие гл.З, ст.16) так же относятся не столько к женщине, сколько к душе. У неё от природы есть потребность НОВОГО, но самой рождать это новое ТРУДНО и потому её влечёт к «мужу», т.е. к мужественному и сильному аналитическому уму. Именно он может занести семя в «родильный аппарат» души и взрастить это семя до зрелости.

Итак, «семя змея» (Бытие, гл.З, ст.14) - это плод развития плотского ума, т.е. ДУША». «Семя жены» - это плод развития души, т.е. ДУХ. На первой стадии РАЗВИТИЕ человека идёт за счёт борьбы тела и души, затем за счёт борьбы души и духа. Как поётся в песне: «И вся-то наша жизнь есть борьба», но главное лукавство грешного человека в том состоит, что ему хочется вывернуться из-под закона борьбы, забыть слово Спасителя: «Царство Небесное силою борется и употребляющие усилие восхищают его» (Еванг. от Мтф. гл.11, ст.12).

Самая тяжёлая, но и самая необходимая работа - быть человеком, т.е. мыслящим, разумным существом. Ведь и грех Евы состоял не в том, что ей пришла мысль о возможном обмане со стороны Бога, а в том, что она эту версию сразу выдала за истину и не захотела ни размышлять сама, ни советоваться с Адамом, а в дальнейшем, оба отвечали Богу грубо, т.е. снова не размышляя, не утруждая голову мыслями о правильности своих ответов и о последствиях. Попутно заметим, что библейский рассказ о грехопадении наших прародителей носит, безусловно, аллегорический символичный характер. Реально происходило всё не так быстро и не так наивно. Был, вероятно, достаточно длительный период жизни, во время которого Адам и Ева нарушали ЗАКОНЫ Творца, т.е. законы, которые сегодня принято называть законами Природы. Вполне возможно, что это было многоядение. Как следствие, их тела стали тучными, исчезла воздушная лёгкость физических движений (праотцы стали солидными людьми), по жилам у них потекла кровь медленнее, как следствие, труднее и реже стали рождаться новые мысли, зато появились моменты физической усталости, раздражения, скуки... и праотцы стали жить так, как сегодня живёт большинство из нас: «Без божества, без вдохновенья, без слёз, без жизни, без любви». Это и было грехопадением, было их (по слову Творца) духовной смертью (Бытие, гл.2, ст.17).

Но Библия не многословит, оставляя «за кадром» все несущественные детали, всё то, до чего можно додуматься самому читающему, символичность говорящего змея, ангела с огненным мечом и самого древа познания добра и зла и т.п. А вот то, что человек - цель божественного творчества, а Природа - средство, нужно было показать, и это в Библии показано, равно как и причинно-следственный характер жизни.

Искренний, нелукавый человек, сталкиваясь с кажущимися нелепостями или «противоречиями» Библии, огорчается, а нередко по-настоящему страдает, но не отворачивается от главной книги жизни, понимая, что истина может открыться позже, что она слишком великая и ценная вещь, чтобы доставалась легко и сразу. Лукавый же человек игнорирует Библию и после получения ясных доказательств неосновательности нападок на неё. Лукавству удобнее рассматривать Библию как «великий памятник древней культуры», как сборник сказочных мифов, или, наоборот, как очень недобрую, антипедагогическую книгу и, конечно, уклоняться от дискуссий, от споров вокруг библейских текстов.

Отнимая у человека СЛОВО Божье, т.е. Библию, отрицая пользу молитвенного обращения к Богу (которое должно быть кратким, но искренним), лукавство делает большее зло, чем искушения от демонов. Поэтому слова «Избави нас от лукавого» нужно в большей степени относить к возможным ошибкам нашего собственного мышления, а ещё точнее, к ошибкам или мелкости нашего сердца, наших сердечных чувств. Лукавые люди - это весёлые люди, весёлые потому. Что им совершенно неведомы глубокие сердечные чувства, неведома таинственная сторона жизни - самая прекрасная её сторона. В трудные периоды жизни лукавые люди сразу становятся жалкими, озлобленными и ярко демонстрируют истинную «ценность» своей прежней весёлости.

Загадки 4-я, 5-я и 6-я. По логике цветовой радуги 7-е прошение должно соответствовать 7-му дару Святого Духа - самому прекрасному дару, который, несмотря на это называется самым непривлекательным словом «страх». И хотя это не животный страх, и даже не человеческий, а страх Господень, всё же в этом слове слышится что-то унижающее нас и уж никак не прекрасное, в чём и состоит загадка 4-я. Но вначале отметим, что самый прекрасный дар - это не значит самый лучший.

Все 7 даров по ценности одинаковы, потому что содержат, фигурально выражаясь, одинаковое количество добра, которое, как известно, имеет три измерения: ум, силу и красоту. Подобно тому, как геометрический объём определяется 3-мя измерениями (долготой, широтой и высотой тела), так и духовная ценность, духовный объём любой сущности, например, человеческой личности, определяется тем, как много в ней возвышенного, могучего и прекрасного. Первый дар - премудрость - самый высокий дар, так как в нём больше всего ума. Четвёртый дар - крепость - самый сильный, самый удивительный дар, так как в нём больше всего силы. Страх Господень, как мы увидим далее, самый прекрасный дар, потому что в нём больше всего духовной красоты. Четыре других дара уникальны тем, что сочетают умное и сильное (разум и рассудок) или сильное и прекрасное (ведение и благочестие).

Все семь даров - это, конечно, «бриллианты», сверкающие на фоне обычных человеческих добродетелей и достоинств, т.е. владеющий, например, даром крепости совсем необязательно должен быть слаборазвитым умственно и сердечно. Относительно обычных людей у него ум и сердце более развиты, только духовная сила особенно сияет (как гениальность сияет на фоне талантливости). Так и со всеми другими дарами.

Страх Господень - самый сердечный дар. Если ведение (пятый по счёту в цветовой радуге) - это сердечная широта, благочестие, сердечная чистота, то страх - сердечная глубина и высота. … Продолжение »


© 2022 Скопин Павел

Яндекс.Метрика