Очень трудно говорить о сердечных чувствах языком понятий, языком логики, особенно о последнем седьмом даре Святого Духа! Представим, что у нас было бы не 5 внешних органов чувств, а только 4 и нам предстояло бы понять, что такое вкус, обоняние, слух, зрение или осязание. Категории логики здесь были бы бессильны. Тем более они бессильны при попытке объяснить глубокие сердечные чувства тем, кто их сам не испытывал. Страх, впрочем, испытывал каждый человек и каждый знает, что это очень сильное чувство. Сильное, но неприятное. Страх Господень - это так же очень сильное чувство, но в отличие от обычного страха, оно приятно в самой высокой степени. Страх Господень - это не боязнь Божьего наказания, ибо все знают, что Бог не жесток и никого не наказывает и не искушает. Самое большее, что делает Бог в отношении закоренелого грешника, гордеца - это лишение его своей постоянной благодатной помощи. При этом, правда, «мясорубка» естественных законов бытия вскоре «перемалывает» вначале духовную, а затем и телесную сущность человека. Но всё-таки страх лишиться Божьей помощи и покровительства, конечно, не является 7-ым даром Святого Духа. Этот страх вытекает из очень простой мысли и не сопровождается приятным чувством.
Между тем, Бог есть Источник Красоты и Сам Высочайшая Красота. Даже слабый отблеск этой Красоты, проникая в человеческое сердце, заставляет его трепетать и даже изнемогать от... обилия наслаждения. «Лица Моего не можно тебе увидеть, - сказано было Моисею, - потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Книга «Исход», гл.33, ст.20).
Могучее воздействие красоты на человека - это сказка для детей - утверждают скептики. Какая красота?! Какой сердечный трепет, когда кругом столько безобразий?! Кроме того, всё приедается, надоедает, так что, если есть загробная жизнь, то и там, в конце концов, нас одолеет скука!».
Правдоподобно! Но не верно.
Объективно, красоты очень много и в этой жизни, только она не воспринимается остро из-за «толстокожести» наших сердец. Такие литературные персонажи, как Собакевич, Скалозуб в отличие, например, от Наташи Ростовой («Война и мир») имели дар «одно худое видеть». Более современный писатель Дейл Карнеги в известной книге писал: «Два человека смотрели из окна тюрьмы: один видел грязь двора, другой - звёзды». Плохое, конечно, тоже нужно видеть, но только для того, чтобы использовать его в качестве «строительного материала» «здания» лучшей жизни, причём, чем хуже «материал», тем больше похвалы «строителю». Значит, жить по законам красоты можно и при наличии безобразий. Такие «умельцы», даже если попадут в ад, то вскоре преобразуют его в рай. Наоборот, если человек умеет только потреблять блага, паразитировать на теле Природы или на трудах других людей и при этом ещё скучать, то он и ему подобные и рай быстро превратят в вонючую клоаку, что сегодня и делается с нашей Землёй.
По утверждению всех серьёзных богословов, эта жизнь есть подготовка к будущей. Значит ТАМ останутся все главные законы нашей жизни, в том числе, вероятно, и закон надоедания, только наказание за неправедную жизнь может прийти с неожиданной стороны: как только дух освободится от телесной оболочки, т.е. после акта смерти, на него обрушатся «океаны» духовного содержания, океана красоты, а он в этой жизни не жил по законам красоты, не видел её, не привыкал к ней и... обилие красоты... породит страдание духа. Возникнет озлобленность на Бога, на людей и на себя. Это и будет ад. А что касается телесных страданий, которые тоже обещаны грешникам на том свете (после того, как человеческому духу снова будет дано новое, уже бессмертное тело) то и здесь внешнего насилия не будет: человек сам пойдёт в огонь, чтобы заглушать духовные страдания (которые сильнее телесных). Будут ли адские мучения вечными в математическом смысле? Вряд ли. Это трудно совместить с тем, что Бог есть Любовь. Но страдания эти будут, вероятно, столь сильными и столь продолжительными, что субъективно, по сравнению с земными (самыми сильными и продолжительными страданиями) они будут казаться вечными. Наоборот, тот, кто в этой жизни видел красоту, привыкал к ней и жил по её законам, тот в «океанах» красоты будет наслаждаться, т.е. по нашему мнению, механизм награды и наказания за неправедную жизнь уже заложен в существующих законах материи и духа.
«Но как можно привыкать к красоте, если её нет? - вопрошает человек, сидящий в скучной позе и наблюдающий, как капли осеннего дождя ползут по стеклу. Ему скучно и он включает телевизор. Перед глазами начинают мелькать картинки весьма разнообразные, но лишённые гармонии и единства замысла. Вскоре они надоедают не хуже осеннего дождя. Приятнее смотреть телесериалы или кинофильмы. В них есть единый, часто очень занимательный замысел, воплощаемый талантливыми артистами и режиссёром. В результате - сильное воздействие на душу и сердце.
Зато, как только гаснет экран, реальная жизнь с её прозой и скукой воспринимается ещё скучнее, ибо любые развлечения, не связанные с творческим трудом (а смотрение кинофильмов скуки ради - именно такое развлечение), в конечном счёте, не прибавляют, а, наоборот, убавляют радость жизни. Суицид многих (бывших) телезрителей - яркое тому подтверждение.
И только впечатлительное сердце (при руководстве духовного ума) способно давать человеку нескончаемые радости без последующих горьких «отрыжек». Человек ни на секунду не забывает, что даже если перед его глазами грязный тюремный двор или за окном осенний дождь, мир полон бесконечного напряжённого разнообразия: пылают восходы и закаты, сияют звёзды..., волнуются моря и океаны..., гремят грозы..., шумят таёжные леса..., в осенний перелёт собираются стаи птиц..., в зеркальной воде горных озёр отражается «золото» и «изумруд» береговой растительности..., на другом полушарии Земли торжествует весна - пора любви..., сталкиваются человеческие характеры и судьбы... и т.д. и всё это впечатлительное сердце может представить с галлюцинационной ясностью и получить от этого такое возбуждение, такое ощущение полноты бытия, которое грубосердечным людям не дадут никакие курорты, никакие сверхдорогие увеселительные мероприятия.
Ещё ярче горит сердце, когда перед человеком открывается возможность не только созерцать красоту, но и самому участвовать в её приумножении. Тогда он стремится к вожделенной цели «как ветер мая, как ручейки сквозь талый снег, презирая неудобства со стороны тела и души, коим не дано отменять праздник сердца. Прекрасные человеческие творения рождаются именно в такие периоды жизни человека и в таких или подобных состояниях. Конечно - это Дар Божий! Самый прекрасный дар! В цветовой радуге ему соответствует КРАСНЫЙ цвет. И кажется, что для полного счастья человеку больше ничего и не нужно, т.е. не нужны 6 предыдущих даров Святого Духа. Но это не так. Нежное, порывистое, горячее сердце легко срывается в пропасти заблуждений. Пустые мечтания или даже болезненные галлюцинации считаются за созерцания, слабонервность, за сердечную нежность; ворожба, чародейства, сумасбродные фантазии - за эзотерические знания и т.д. Значит, нежное сердце должно быть постоянно под защитой холодного разума, трезвого рассудка и сильной воли, т.е. нужна вся семёрка даров Святого Духа, нужно совершенство или по-другому, нужна ПОЛНАЯ ПРАВДА. Она символизируется БЕЛЫМ цветом (в нём все 7 цветов радуги) и цифрой 7. А неполная правда, неполное совершенство символизируется цифрой 6.
Большинство считает, что совершенство непостижимо, что нам не дано быть святыми, а дано только «придерживаться» заповедей Божьих, т.е. выполнять их с некоторым недобором, а Христос с его требованием: «Будьте совершенны!», оказывается... не прав! Большинство, конечно, не доводит свои рассуждения до такой степени ясности именно потому, что несовершенство в логике, в мыслях - это главное несовершенство, из которого уже вытекает и несовершенство СЛОВА, и несовершенство ДЕЛА, а вся эта троица символически изобразится тремя шестёрками. По-нашему мнению число антихриста не 666, а три шестёрки, символизирующие недомыслие, недосказанность, недоделанность. Можно, конечно, и сомневаться в такой трактовке «антихристова числа», хотя и народная мудрость утверждает, что часто полу-знание опаснее и вреднее полного незнания. Что касается слабости человеческой природы, то Христос об этом, конечно, знает лучше нас и на вопрос своих учеников: «Кто же может спастись?» - ответил: «Человекам это невозможно, Богу же всё возможно». (Еванг. от Мтф., гл.19, ст.2). Значит, если у человека есть ВЕРА во Всемогущего Бога (а не только словесная декларация о вере), то для него и невозможное станет возможным.
Этот важнейший догмат веры (о всемогуществе Бога) и завершает молитву, данную человечеству Иисусом Христом: «Ибо Твоё есть Царство и сила и слава во веки. Аминь».
28 января 2004 года.