Почему мы бедные?
Передовая культура, огромная территория, природные кладовые, поучительная многострадальная история… всё, казалось бы, просто обязывает нас быть богатыми. И в духовном отношении, и в материальном.
А у нас значительный процент населения не имеет ни зарплаты, ни пенсии, ни даже жилища. Есть такие и в других странах Европы, но не столько. Поэтому бедность справедливо названа главной бедой страны. Но поставить вопрос и решить его – не одно и то же. Чтобы предложить способы, нужно знать причины, нужен подлинно научный анализ явления, а не просто удивление и констатация факта. России нужен (да и не только ей) политик-теоретик, который бы доходчиво и талантливо сказал не о том, какая жизнь есть, и не о том, какая она была, а о том, какая она должна быть. Об этом, правда, говорят «три источника и три составные части общечеловеческой правды»:
1. народная мудрость в форме пословиц, поговорок, сказок и песен.
2. писатели-классики
3. Библия.
Но говорят они всё-таки слишком в общем виде, и главное: чтобы напиться от источника, нужно наклониться (т.е. смириться или набрать «воду» в «сосуд»). Не дырявый! А если в голове ветер хаотичной информации, то она мысль не держит, и для людей с такой головой все три упомянутые источника недоступны, если современные СМИ не научат ими пользоваться!
Общество, в свою очередь, должно дать писателям, политикам, заказ писать и говорить правду и только правду, как бы она ни была горька и непопулярна. Тогда решатся все острейшие проблемы, в том числе и проблема бедности. А пока попробуем перечислить главные объективные причины её.
- Огромная сухопутная и морская граница требует много здоровых мужчин.
- Самый большой железнодорожный транспорт отнимает трудоспособных людей, которые могли бы что-то производить, а они только перевозят ценности.
- То же с автотранспортом: каждый второй рабочий в России за рулём.
- Климат страны в целом холодный. Значит, нужно много добывать и перевозить топлива, а выращивание единицы пищевой продукции требует больше живой силы и техники.
- В отличие от аграрных стран, мы пытаемся сохранить передовую науку и технологию в космосе, в ядерных исследованиях, генетике, информатике и т.п. И тратим на это самый интеллектуальный цвет нации. И т.д. и т.п.
На производство продуктов, вещей и объектов первой необходимости из живой трудовой силы страны остаётся ничтожно малый процент людей, которые, к тому же, как правило, малообразованны, не имеют опыта, материальной базы и теряют всякое желание заниматься, например, фермерством, как только убеждаются, что конечной цели (продаже зерна, овощей, фруктов, мяса, молока) предшествует нескончаемый ряд вспомогательных, дополнительных, сопутствующих работ, за которые никто не похвалит, о которых никто даже и говорить не хочет, но которые составляют львиную долю трудностей и объёма всей работы.
В России эти дополнительные, вспомогательные работы производить намного труднее, чем в европейских странах. Поэтому призывы к фермерству, к предпринимательству ещё долго будут криком в пустоту. Продажа нефти, газа и других полезных ископаемых за границу обогащает олигархов, а не народ. Но даже если сегодня дать бомжам и безработным большие деньги, то это будет… не просто издевательством, а будет их убийством… Наоборот: если научить их «как с умом за дело взяться, чтобы нищим не остаться» - это будет то, что надо. Это интереснее и важнее, чем полёт на Марс или безудержное производство личных автомобилей и т.п., потому что именно эту задачу поставил перед человеком Творец и «милость к падшим» призывали все писатели-классики… Наоборот: ненависть, презрение граждан внутри одной страны гарантирует её распад с очень некомфортными следствиями. Для всех! Между тем культурные и научно-технические достижения современного человечества настолько огромны, что позволяют в кратчайшее время играючи решить проблему бедности в любой стране, в том числе и в России, несмотря на перечисленные отрицательные факторы.
Благотворительность богатых, как уже отмечено, не решит проблему, хотя бы потому, что это не благотворительность, а благодарительность. Богатый гражданин через неправедный государственный механизм и природные кладовые получает в своё распоряжение многие блага и от избытка их раздаёт (считаясь благотворителем).
Настоящий благотворитель творит блага своими руками и своим умом. Дарение рабочего человека принципиально отличается от дарения тех, кто получил блага по наследству или «неправедной мздой». Но и такие дарения бедность уничтожить не могут. Нужны организационно-технические мероприятия со стороны государства и понимание гражданами… главного текста Библии. Приговор Бога-Судьи к наследникам вечной жизни блаженной (т.е. счастливой в высшей степени) обязывает их в этой жизни накормить, напоить, одеть, принять в дом, посетить в болезни и в темнице своего ближнего. Это под силу только обществу благотворителей, а не благодарителей. Если бы первых было хотя бы 10%, то человечество забыло бы, что такое бедность. Но сегодня труд в большинстве носит природоразрушающий характер, огромные армии людей производят бюрократические бумажки, или средства уничтожения природы и людей, или другие заведомые непотребства.
Взрослые талантливые люди, вместо того, чтобы играть роли в реальной жизни, играют их на сценах, стадионах и т.п., а другие взрослые делают и того меньше: смотрят, как те играют. Производить нужные продукты и вещи должны те, кто не сумел так благополучно устроиться. «Зато мы воспитываем и вдохновляем (на черновой труд) этих неблагополучников», - могут возразить работники искусства. И действительно, прослушав радиопередачу, посмотрев кинофильм или прочитав книгу, человек нередко бывает, взволнован и даже со слезами на глазах. Значит ли отсюда, что воспитательный эффект стал фактом? Нет! Потому что человек сразу вспоминает: «Это ведь книга (или фильм), и герои-артисты – великие мастера щекотать нервы, а в реальной жизни всё не так». В соответствии с таким настроем публики литература, искусство теряет свои познавательные, воспитательные и эстетические функции, а приобретает две другие: развлекательную и развратительную. По причине слабоумия и слабонервности из нашей жизни ушла важнейшая форма культурного мероприятия: диспут на самые серьёзные темы, к которым, конечно, относится и проблема бедности.
«Радио России» два раза в сутки гонит передачу с названием «Этот безумный мир», причём лектор произносит эти страшные слова тоном глубочайшего удовлетворения, как будто поздравляет всех нас с великой победой. Вероятно, это тонкий (но чёрный!) юмор, в нём к великому сожалению, огромная доля правды. Это доля как раз и обуславливает нашу бедность…
Многие искренно считают, что у нас хоть и бедность, но зато есть свобода слова. Между тем, конкретное, конструктивное слово как было под фактическим запретом, так и остаётся. Диалоги противоположно мыслящих людей запрещены в печатных СМИ законодательно!! (статья 46 пункт 6 закона «О печати»). А свобода пустопорожной болтовни, конечно, не может быть причиной движения вперёд, не может решить и проблему бедности.