Христианство и охрана природы
Есть множество существенных моментов в том, почему люди начали говорить о Боге. Есть в этой проблеме и наиболее важные её истоки. Один из них – это неустанные поиски истины, жажда познания. Именно под таким углом и следует рассматривать предлагаемый вам материал (от редакции).
На статью «Религия и логика» («Белорецкий рабочий», №№ 92, 94) пришло несколько откликов, один из которых опубликован под заголовком «Зачем является Иисус?» (№ 103). Автор И.Морозов не согласен с тем, что охрана природы может быть целью жизни христианина. Таковой целью является спасении души, читаем мы у него.
А вот конкретно, что нужно делать современному человеку, чтобы спасти свою душу? И от кого или от чего её спасать? Спасаться нужно от лжи. Это как аксиома. Ясно и другое: ложь бывает и в личине добра. Например, молодой человек помогает старушке нести тяжёлую сумку. Правильно ли он поступает? Ответ, казалось бы, однозначный, но вот если в это время тонет ребёнок и спасти его может только этот молодой человек, а он продолжает помогать бабушке нести сумку, то поступок его уже не будет правильным. Или человек будет молиться Богу в то самое время, когда нужно спасать ближнего. И это будет неправильно. Не случайно Л. Толстой говорил: «мудрость в житейских делах состоит не в том, чтобы знать, что нужно делать, а в том, чтобы знать, что нужно делать прежде, а что – после». Прежде всего, нужно вспомнить, что говорит о спасении души сам Христос. Наиболее полный, точный и авторитетный ответ содержится в словах Приговора Судьи, который будет провозглашён на завершающем акте человеческой истории (Страшном суде). «Тогда скажет Царь тем, которые по правую сторону Его: Прийдите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира. Ибо алкал Я, и вы дали мне есть, жаждал, и вы напоили Меня, был странником, и вы приняли Меня, был наг, и вы одели Меня, был болен, и вы посетили Меня, в темнице был, и вы пришли ко Мне». В ответ на недоумение спасённых людей Царь скажет: «Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». Деятельная любовь к ближнему, таким образом, и есть спасение души. Она выше всех добродетелей, в том числе и молитвы. «Ибо молитва это добродетель частная, а любовь – добродетель всеобъемлющая», - говорит святой Иоанн Лествичник.
Теперь обратимся к современности. Если наше подрастающее поколение будет пить чай с фенолом, молоко с радионуклидами, хлебать щи с нитратами, дышать воздухом из пыли и ядов и т.п., то о какой любви, о каком спасении наших душ может идти речь?! Похоже, что Морозов это понимает и сам, когда говорит: «Защита природы – насущная потребность наших дней». Этим сказано всё. Раз потребность, тем более насущная, то ей и нужно заниматься. А не уходить в «страну», имя которой непотребства.
Строительство храма, например, это тройной абсурд. Губится природа, уничтожается живая нерукотворная красота, вместо неё воздвигается могучее каменное сооружение рук человеческих. Тратится «море» трудов природных ресурсов, драгоценного времени для того, чтобы из лучшего сделать худшее. При этом у многих возникает чувство гордости за человечество вообще и за свой народ в частности, который оказался способным возвести сие каменное здание. Гордость – смертный грех, а значит, снова о спасении души не может быть речи.
Далее. Построим храм, например, Христу-Спасителю, но найдутся такие, которые будут настаивать на строительстве собора Божьей Матери, другие на строительстве мечети или синагоги, а третьи скажут, что в культовых зданиях нет никакого прока, а нужны дворцы культуры, театры, музеи, четвёртым подавай цирки, стадионы, бассейны, пятым – рестораны, пивные бары… и так далее и тому подобное. Нужно ли напоминать: всё это разъединяет людей, а счастье как раз в том, чтобы жить как одна семья (псалом Давида №132).
Если человек не ложно хочет служить истине, уподобиться своему Творцу в делах любви, то у него для этого всё есть: книги умные, руки рабочие, есть и нерукотворный храм с именем Природа. В одном полевом цветке красоты больше, чем во всех рукотворных храмах, вместе взятых. Подумаем, как получается, что их одного семени вырастает и травка малая, и дерево огромное, причём в них автоматически и с фантастической точностью воспроизводится внутренняя структура квадриллионов молекул, составляющих семя этой травки для дерева.
Можно верить учёным, утверждающим, что в каждой клетке (это крупинка, невидимая простым глазом) идут два миллиарда химических реакций в секунду, а в одном кубическом сантиметре почвы более миллиарда микроорганизмов. Перемножив эти миллиарды и ещё раз, умножив на количество кубических сантиметров в каком-то лесочке или полянке, мы получим числа, которым уже и названия нет. И вот эти бездны химических реакций, эти страшные атомные и ядерные силы покоряются каким-то организующим их законам, так что в конечном итоге получаются ягодка или гриб, дерево или насекомое, а мы, не вдаваясь в такие подробности, рвём, едим, топчем, жжём все это и хвалим себя за то, что умеем камень на камень класть, т.е. строить здания, а когда «надо», то умеем и камня на камне не оставить…
Видимо, современному человеку не дано понять всю ничтожность его достижений по сравнению с совершенствами природы. И всё-таки, оказавшись наедине с её первозданной красотой, даже бездуховный человек испытывает какие-то новые яркие чувства. Но беда в том, что природы, действительно отражающей Славу Творца, осталось исчезающее мало, и большинство живёт в полном неведении чувств от её созерцания. Иначе уже давно человечество заклеймило бы позором каменную и кирпичную «красоту», а обратилось бы к зелёному строительству, к ландшафтной архитектуре, т.е. к созданию таких сказочно прекрасных пространств, которые бы радовали и сердце, и душу, и тело. Да! И тело бы в том числе. Не это ли имел ввиду Христос, когда говорил: «Не заботьтесь, что вам есть или во что одеться… Ищите прежде царства Божия и правды его и это всё приложится вам».
Дремучие леса, пышные луга, глубокие чистые реки – всё это не только великолепно, это и экономически выгодно. Ягоды, грибы, мёд, орехи, древесина – всё в изобилии могли бы дать рукотворные природные комплексы. Достаточно сказать, что дремучие леса (в которых плодородный слой земли 1,5-2 метра) способны дать полноценной древесины в 6-10 раз больше, чем обычные леса.
Но чтобы эта сказка стала былью, нужно чтобы большинство людей навели порядок в собственной голове. Лучше всего это делать в храме Природы. Под аккомпанемент лесного шума, под «большим шатром голубых небес», или под небом, «горящим славой звёздной», человек начинает понимать не то, какая жизнь была, не то, какая она есть, а то, какая она должна быть. По свидетельству евангелистов, Христос часто уходил в пустынные места и оставался один в ночное время. Этим он дал ясно понять, что систематическое уединение человека в природу необходимо. Посетить храм Природы не для того только, чтобы принести ягоды или грибы, но и для того, чтобы принести новые для себя мысли. Современная природа уже не блещет красотою могучей, но она пока ещё есть. А, значит, и есть пока то, что нуждается в нашей защите.
Наивно полагать, что природу губят только браконьеры, хапуги и преступники. Её губим всё мы. В любой изготовленной человеком вещи заключена часть убитой природы. Символично, что наша денежная единица называется рубль, т.е. от слова «рублю» (уничтожаю). Отсюда следует: тот, кто имеет больше материального богатства, для того спасение души более трудная задача, чем для того, кто живёт по закону минимума материальных благ. Но это только одно условие. Второе условие – высокое развитие умственных способностей.
Для неверующего человека здесь оправдаться легко. «Мне не дана мудрость», а вот верующему труднее, ибо Св. Писание говорит: «Если же у кого из вас недостаёт мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упрёков: и дастся ему» (Посл. Иакова, гл. 1). Значит, всякий верующий, у которого нет мудрости, по сути, не есть верующий. Нужно ли удивляться, что для таковых вопроса охраны природы и своего личного участия в нём просто не существует. Для них существуют всякого рода обычаи, обряды, свечи, кресты, иконы и т.п. Всё то, о чём Христос либо не говорил ни слова, либо говорил осуждающе.
Деятельная любовь к ближнему – цель жизни христианина, независимо в каком веке и в какой стране он живёт. А вот средства, формы это любви могут быть и должны быть разнообразными и современными. Поэтому сегодня без активной жизненной позиции в вопросе охраны природы не может быть истинной любви к ближнему, а значит, не может быть и спасения души.