Мировоззрение Диалог Экология


Ошибки мышления христианских ортодоксов

Под ортодоксами мы подразумеваем христиан всех конфессий и сект, которые разделяют взгляды своих основателей или руководителей, т.е. исключаем тех, кто, причисляя себя к той или иной конфессии или секте, имеет по многим вопросам мнение, отличное от ортодоксального.

Первой и самой главной ошибкой является убеждение в том, что одну веру для всех создавать не нужно и невозможно, что на тему «Чья вера правильная» люди ведут споры веками и тысячелетиями, а в результате вер становится всё больше и больше, и что спорить вообще запрещает Библия. Между тем, веками идут только разговоры о том, что ведутся споры, самих же споров, как не было, так и нет. Всяк на своём стоит, т.е. не отвечает или совсем не слушает другого. Нам неизвестно ни одной книги или брошюры за подписью двух авторов противоположных взглядов. Все убедительно доказывают свою правоту среди своих, единомышленников и разрешают инакомыслить за пределами своей конфессии или секты. Разрешают то, что запретить не имеют никакой возможности.

Вот как эту позицию изложил один современный писатель-психолог: «Инакомыслие я допускаю, а спорить я не люблю». Это значит, что если внутри клуба, который возглавляет этот писатель, появится человек, доказывающий вредоносность этого клуба, то лидер вынужден будет либо спорить, либо должен будет выгнать такого инакомыслящего, чем докажет ложность провозглашённого тезиса.

Ещё более твёрдую, а точнее твердолобую позицию занимают религиозные ортодоксы, в том числе и атеисты (атеизм – это тоже религия, причём, по нашему мнению, самая наиглупейшая. Там тоже «разрешалось» или «допускалось» инакомыслие и даже приветствовались споры, дискуссии, полемики, но так, чтобы конечным выводом было: «Слава КПСС»).

Все это было бы смешно, если бы не было так грустно, а точнее так страшно, ибо нежелание спорить приводит к тому, что мы ненавидим, презираем, или даже убиваем друг друга, что отражается афоризмом: «Люди ссорятся потому, что не умеют спорить».

Человек от природы добр и, когда есть возможность не враждовать, не убивать своего ближнего, а просто разбежаться, люди разбегаются, хотя все понимают, что распады семей, коллективов, государств хуже, чем дружба и единство...

Но разбежаться, не всегда есть возможность, часто люди находятся как бы в одной лодке и, один считает, что спасение на востоке, а другой думает, что плыть нужно на запад. И тогда решает сила, а не правда. И доброта человеческая уже не может остановить его от убийства своего ближнего (необязательно физического).

Когда близкие люди тиранят друг друга бесконечным повторением одного и того же, тогда совершается медленное убийство, если не тела, то души, ибо «воздухом» для нее служит новизна. Новизна должна быть не на экране телевизора, а в реальной жизни! Даже «богослужения» и молитвы, если они не дают новых собственных мыслей, так же не живят, а умертвляют душу.

Ошибка №2. Нужны ли богослужения? Ведь Бог в них не нуждается. «Они нам нужны» - отвечает ортодоксы. Но тогда, по меньшей мере, слово «богослужение» нужно заменить каким-то другим. Ибо, если мы будем говорить одно, а подразумевать другое, то перестанем вообще понимать друг друга, а не понимание и любовь несовместимы.

Ошибка №3. 10 заповедей данные евреям через Моисея ортодоксы разделяют на 2 части: одна, по их мнению, говорит о любви к Богу, а другая - к ближнему. Разделяют то, что является органическим целым. Бог нигде не приказывает Его любить, потому что даже простым смертным и то понятно: любить по приказу невозможно.

В главном тексте Библии — в Приговоре Бога-судьи всему человечеству ни прямо, ни намеком не говорится, что нужно было любить невидимого Бога, само существование которого было предметом «веры, а не видения» (2-е посл. к Коринфянам гл.5 ст.7). Не говорится и о необходимости выполнения религиозных обрядов (или таинств). Все слова Бога-судьи говорят только о деятельной любви к ближнему, точнее к тем, кто будет на правой стороне от Судьи.

Но возникает законный и непростой вопрос: как понимать после этого слова Христа: «Первая из всех заповедей: слушай Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всей душою твоею, и всем разумением твоим, и всей крепостью твоею, - вот первая заповедь!» (Евангелие от Марка, гл.12 ст.30).

Почему сказано не «возлюби Бога, а возлюби Бога ТВОЕГО? У каждого мыслящего человека свой бог в душе, т.е. каждый своеобразно понимает справедливое, возвышенное, прекрасное, истинное. У каждого свой идеал. Это и есть его бог, и его, по слову Христа, нужно любить всеми силами, душа и духа. Что же получается? Родился ребенок в семье фашиста или сатаниста, или террориста, ему родители сказали, что фашизм самое правильное учение и он, почитая родителей, и по своему невежеству и незнанию должен любить фашизм, да еще всеми силами?! ДА!! Но что значит любить свой идеал? Значит постоянно думать о нем, изучать глубоко и делится с ближними тем, что ты сегодня считаешь истиной и сокровищем. И вот здесь, когда последнее станет человек выполнять, то узнает о несовершенствах своего идеала, изменит его. Но и новый идеал он снова должен будет любить всеми силами и средствами, т.е. снова нести уже новый свет ближним. Но так как и они имеют ту же заповедь, то просвещение будет взаимным, общение людей приобрело бы высокий смысл, начался бы поиск правды с большой буквы. Правды одной для всего человечества. Борьба мнений неизбежно приводила бы к необходимости всем изменяться в той или иной степени. «Не изменяют своих мнений только глупцы и покойники» - справедливо утверждает народная мудрость. Библия в каждой своей книге, если не в каждой странице призывает к покаянию, т.е. к изменению своих неправильных взглядов на более правильные. По слову Христа, истинная любовь к Богу — это выполнение Его заповедей, а они все сводятся к любви к ближнему. Но любовь к Богу поставлена на первое место потому, что в ближнем мы должны любить не скотскую, не дьявольскую часть, которая, как правило, тоже присутствует в человеке, а божественную и человеческую часть. Кроме того: любовь - это явление ума, силы и красоты, т.е. в начале нужно полюбить эту троицу (ум, силу, красоту), приобрести ее и только после этого откроется возможность истинной любви к ближнему. Таким образом, любовь к Богу и любовь к ближнему нераздельны, а Моисеевы 10 заповедей всего лишь «детоводитель ко Христу», они для нас руководством служить не должны.

А между тем, не только религиозные люди, но и неверующие, говоря о Библии, вспоминают именно 10 заповедей данные в глубокой древности через Моисея, как будто это самый главный текст Библии. В Ветхом Завете это действительно было главным текстом, но для нас высшим авторитетом должны быть заповеди Христа. Они сформулированы не всегда в повелительном наклонении, они разбросаны (как бриллианты) по текстам всех 4-х Евангелий, они не противоречат духу древних 10-и заповедей, но, раскрывая дух этих заповедей, Христос нередко отменяет букву их. Прощает женщину, которую по закону Моисееву нужно было побить камнями, не считает осквернением человека неумытые руки перед едой, творит исцеление больных, нарушая заповедь о субботнем покое. И что особенно удивляло (а врагов Христа возмущало) то, что логика Христа была неотразимой, железной, причем об этом также было предсказано: «Ты поразишь их жезлом железным, и они как сосуды глиняные сокрушатся», т.е. логику, разум Библия не только не отвергает, но считает их единственным средством познания добра и зла. (Евангелие от Матфея, гл.6, ст.23 и Евангелие от Луки, гл.11, ст.34).

В связи с этим.

Ошибка №4. «Не нужно слушать свой разум», - часто можно слышать назидание ортодоксов тем, кто делает первые шаги в делах веры. «Слушай свое сердце, оно не обманет». Обманет, еще как, обманет! Сердце, т.е. сердцевина человеческого духа, самое главная часть человека. В телесном организме сердце важнее, чем глаза, но видят только глаза. Путаница возникает от не учета того, что у человека есть плотской ум, душевный ум и духовный ум.

Когда человек слушается плотского или душевного ума, вопреки голосу духовного ума (или за неимением такого), тогда совершается неправда, грех, преступление. Конечно, и духовный ум человека может ошибаться, но в этом случае человек, не теряет звания человека, особенно, если старается понять ошибку и исправить ее.

Духовный ум учитывает отдаленную и отдаленнейшую перспективу, в то время как плотской ум думает только о том, чтобы хорошо было телу человека в текущий момент. Например, получив задание (от душевного ума) решить какую-нибудь задачу или головоломку, плотской ум старается это сделать как можно быстрее с тем, чтобы дать мозгам покой. Но душевному уму покой противопоказан и потому он снова и снова норовит загрузить плотской ум новыми заданиями.

Духовный ум, как высший правитель, должен находить «золотую середину», чтобы и мозги не переутомлялись, и душа не задыхалась от отсутствия деятельности.

Если духовный ум слаб или ленив, то бурная деятельность души и высокая работоспособность мозга не делает человека ни добрым, ни счастливым, а скорее страшным для других, что отражается выражением: «Нет ничего страшнее деятельного невежества». Но и слабое развитие душевного и плотского ума (непобедимая лень, как у Обломова), делает человека жалким, бесполезным философом-лежебокой.

В этом случае духовный ум должен сделать акцент на быстрое развитие своих подчиненных: плотского и душевного ума, не переставая просить у Бога развития всех трех видов ума.

Иные считают, что у Бога ничего не нужно просить, так как попрошайничество недостойно человека. Очень благородно, но очень неверно, потому что Христос четко, ясно и многократно говорил: «Просите и дастся вам». А то, что просить нужно именно ума говорит апостол Иаков: «Если у кого из вас недостает мудрости, да проси у Бога, дающего всем просто и без упреков, - и дастся ему. (Послание апостола Иакова, гл.1, ст.5). Но прискорбная закономерность: чем меньше у человека ума, тем больше ему кажется, что с чем другим, а с умом у него все в порядке и он довольствуется тем, что получил от рождения, от объективных обстоятельств. Это ошибка мышления может быть не свойственна религиозным ортодоксам и все же она очень распространена у многих верующих, которые отрицают силу и действенность молитвы, полагая, что коль скоро Бог всеведущий, то и не нужно надоедать ему напоминаниями о наших нуждах. «Он о них знает прежде нашего прошения». «Евангелие от Матфея, гл.6, ст.8». Правдоподобно, но не правдиво: многое мы получаем от рождения, многое должны достигать собственными усилиями, но и многое должны получить от Бога по нашим настойчивым просьбам (см. например, Евангелие от Матфея, гл. V,ct.9-1 1).

Ошибка №5. Нужны ли здания церквей, мечетей, синагог, костелов, т.е. специальные помещения для отправления религиозных действий?

Если исходить из принципа: «Один Бог — одна вера», то не нужны.

Если же из того, что есть: «Один Бог, а веры разные», то конечно, нужны.

Какой принцип лучше, логичнее, более соответствует Библии?

Безусловно, первый. Потому что «Бог не в рукотворенных храмах живет», потому что «все люди братья, а разные религии делают их, как уже отмечалось, больше врагами, чем братьями. И ещё потому, что природа — тот нерукотворенный храм, о благолепии которого должны заботиться все без исключения люди. Это должно стать целью, которая объединит все человечество в одну семью «и будет одно стадо и один Пастырь» (Евангелие от Иоанна, гл.10, ст.16).

Здания для народных собраний, конечно, нужны, так же как и дворцы культуры, но важнейшей, и одновременно самой интересной формой культурных мероприятий должны стать диспуты на самые актуальные темы и, в первую очередь, на тему: «Чья вера правильная?» И если в этих, открытых для всего народа, диспутах будет доказано, что какая-то форма богослужения действительно нужна сегодня, а завтра будет доказано, что она, наоборот, не нужна, то да здравствует движение мысли, и «нет» её остановке.

Ошибка №6. Единодушно считается, что институт священства установлен Богом, но забывается или сознательно не видится один, как принято сегодня выражаться, нюанс: первым обрядовым священником стал Аарон — брат Моисея потому, что Моисей испугался той миссии, которую исполнить повелел ему Бог. И тогда «возгорелся гнев Господень на Моисея» (Книга Исход гл.4, ст.14), а в его лице и на все слабое, маловерное человечество. Но так как насилие над волей человека не входило в планы Бога, то, показав свой гнев, т.е. свою волю, Творец уступает слабости Моисея и утверждает его брата Аарона первым обрядовым священником... Но воля Господня в том, чтобы каждый человек был свят без каких бы то ни было религиозных обрядов... Истинная святость в Ветхом Завете показана не столько на примере Моисея и Аарона, сколько на примере Мелхиседека. Именно он назван «священником Бога Всевышнего»... Но ведь Аарон — первый обрядовый священник, жил на несколько веков позже Мелхиседека... Значит, Мелхиседек не мог быть обрядовым священником. Про него Библия говорит только то, что он был царем города Салима. Видимо, он был умный, честный, трудолюбивый, человек и ... вследствие этого, «священником Бога всевышнего»...

Обряды, данные грубому, грешному народу через Моисея и Аарона, Бог сам и отменяет ещё в ветхозаветное время: «К чему мне множество жертв ваших.... Не носите больше даров тщетных... Курение отвратительно для Меня... Новомесячие и праздники ваши ненавидит душа моя... перестаньте делать зло, научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту...» (Исая, гл. 1 ст.11-19).

Можно ли в XXI веке после рождества Христова заблуждаться относительно «важности» и «нужности» религиозных обрядов или как более хитро называют: религиозных таинств?!

Ошибка №7. Нужно ли водное крещение? Конечно! — отвечают ортодоксы: ведь крестился сам Христос, и первые апостолы крестили обращенных в христианство людей. Наконец, слова Христа «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Евангелие от Иоанна ст.5, гл.3), казалось бы, прямо говорят о нужности водного крещения. Только вот сразу возникает все тот же вопрос: у кого нужно креститься? У католиков? У православных? У староверов? У баптистов? У адвентистов? Или без разницы? Хоть у фашистов?! А ведь и фашисты, надо полагать, принимали водное крещение, и фарисеи были очень верующие, но это им не помешало распять на кресте воплощенную Истину. Не помешало именно потому, что их ума хватало только для выполнения буквы закона (и то не всегда), но не хватало для понимания духа закона.

В Ветхом Завете все носило преобразовательный характер, в Новом Завете мы должны жить образами самих вещей. Христос, принимая водное крещение, сразу и объяснил, почему он делает такую ненужность. Апостолы крестили по той же причине: пока закон есть его нужно выполнять, даже если он объективно несовершенен. Истинное крещение — это испытание человеком больших или очень больших трудностей. Это действительно меняет человека, и разве не свою крестную смерть имел в виду Христос, когда говорил: «Крещением должен я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится!». Но верить в наше время в то, что окунание в воду в сочетании с маханием рук и произнесением каких-то слов над головой человека может изменить его дух, могут только люди никак не мыслящие или люди мыслящие, но очень заинтересованные в сохранении религиозных обрядов, так как другую работу, кроме как служение культу не могут, а точнее не хотят осваивать.

Вода в Библии символизирует очищение. Это символ, а не само очищение, Очиститься на деле - значит выбросить из головы все ненужные, мешающие нам, вредные мысли, а «родиться от духа» значит обогатить очищенный ум нужным, полезным содержанием.

Практиковать сегодня ветхозаветные обряды — значит делать по сути чародейства, а «псы и чародеи» не войдут в будущую жизнь (Откровение, 22-15). Псы - это, надо полагать, люди, не умеющие, не желающие спорить, а умеющие только лаяться, а чародеи - это те, кто думает бессмысленными материальными движениями получить духовную благодать и спасение души.

Ошибка №8 (самая глубокая). «Если не будете есть Плоти сына человеческого и пить крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Евангелие от Иоанна, гл. ст.53). Эти слова Христа были и остаются большой загадкой.

Первые христиане создали новозаветный обряд, который впоследствии получил название «таинство божественной Евхаристии». Он есть главная часть литургии — утреннего воскресного богослужения. Причащаться Тела и Крови Христа, по мнению ортодоксов, значит, в ТОЧНОСТИ выполнять его заповедь, которая сформулирована вышеприведенными словами. Понять эти слова как притчу, как аллегорию не делается даже попытка, хотя и в таком понимании ортодоксы вынуждены допускать два предположения:

1. Приходится верить, что именно у них происходит таинственное превращение хлеба и вина в Тело и Кровь Христа. Т.е. если это, например, православные, то они верят, что у баптистов, католиков, иеговистов, богородичников и т.п. креститься и причащаться бесполезно, так как благодать Божия передается через «рукоположение» от самих апостолов и только православная церковь истинно апостольская церковь. 2. Приходится верить, что хлеб и вино, попав в наш желудок, каким-то совершенно непостижимым образом облагородят наш дух и очистят душу.

И в то же время все понимают, что сравнение, притча - есть основной инструмент познания законов духовного мира. «Отверзу в притчах уста мои; изреку сокровенное от создания мира» (Евангелие от Матфея, гл.13, с.35).

Когда Христос говорит: «И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры и налегли на дом тот...» то все понимают, что речь идет не о материальных объектах и процессах.

Когда Он говорит, что у верующего в Него «из чрева потекут реки воды живой», то и здесь все понимают, что это аллегория, означающая то, что из недр нашего духа (в случае истинной веры) будут непрерывно течь новые мысли, желания чувства.

Когда Христос говорит о «закваске фарисейской и садукейской» или называет царя Ирода «лисицей», то все понимают все это как аллегорию и никому в голову не придет думать, что у Ирода была лисья морда и пышный хвост...».

Но когда Христос сказал самую высшую, самую главную аллергию, то в полном объеме её не поняли даже апостолы. Многие верующие считают, что апостолы вообще не могли ошибаться, что противоречит, во-первых, многим библейским фактам, а во-вторых, многим библейским утверждениям, например такому - «Всяк человек ложь» в той или иной степени и совершенная правда только у Бога.   Наше дело думать, размышлять, а не слепо верить, как к тому призывают иные горе - богословы.

Есть тело человека и ни какого-то негодяя, а самого Христа и пить его Кровь — это такой ужастик, страшнее которого и придумать невозможно.

Это полная противоположность тому, что Бог есть источник Красоты и Сам - высочайшая Красота. Когда Христос говорил, что в случае соблазна нужно вырывать правый глаз и отсекать правую руку, то здесь богословы, слава Богу, не видят призывов к членовредительству.

Когда ангел одному из пророков, а так же Иоанну-богослову велел «съесть книжку», что они и сделали, то здесь ортодоксы также понимают это как аллергию, т.е. съесть значит усвоить содержание книги на самом высшем уровне, положить не бумагу в желудок, а духовное содержание книги в недра своего духа.

Но почему бы ни подумать об аллергическом, а не буквальном толковании слов Христа насчет Тела и Крови Его?!

Блаженство человека в полном слиянии со своим Творцом. С этим, похоже, согласны все богословы и все верующие. И вот предлагается простой способ достижения высочайшей цели: поговеть, отстоять литургию и, приняв Тело и Кровь Христа, соединиться с Богом.

Но почему в тексте Бога-Судьи ничего не сказано о таком сверхважном способе соединения с Богом? Почему люди, не приобщающиеся к «небесным Христовым тайнам», практически не отличаются от тех, кто приобщается? Может ли высшая цель человеческой жизни достигаться религиозным ритуалом, даже если мы его назовем таинством?! Ведь от названия суть не изменяется.

Ортодоксы, по сути, запрещают и себе, и другим думать, рассуждать, полагая, что за нас все продумали предшественники, а нам теперь только нужно выполнять их инструкции. Навешивая ярлык еретика на всякого инакомыслящего, ортодоксы очень любят «простых» людей, т. е. никак не мыслящих, людей, которые еще духовно не родились. Они боятся мыслить, ибо, где мысль, там и разномыслие, там неизбежен спор. Но не спор ли имел ввиду Христос, когда говорил: «Огонь пришел я низвести на землю, и как желал бы, чтобы уже возгорелся» (Евангелие от Луки, гл.12, ст.49). Христос желает, чтобы мы спорили и в огне споров сгорали все ошибки мышления и все невежество.

Что касается апостола Павла, который якобы запрещает спорить, то, во-первых, он человек, а не Бог, во-вторых, и главное: апостол запрещает ненужные споры (Послание к Корф., гл.11, ст.16), запрещает пустые споры (1-е Послание к Тимофею, гл.6, ст.5) и, наконец, осуждает «глупые невежественные состояния» / 2-е Послание к Тимофею, гл.2, ст.23). Ортодоксы явно лукавят, когда делают вид, что не отличают спор, в котором идет борьба аргументов, от спора в бытовом употреблении этого слова, синонима ссоры, скандала или заведомо бесплодной словесной эквилибристики, как один из способов убивания времени.

Все это мы напомнили еще раз перед тем, как изложить самую крамольную, самую «еретическую» часть нашего исследования.

Итак, что означают «если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (евангелие от Иоанна, гл.6). Буквальное понимание - это ужастик, а после вознесения Христа - полная физическая невозможность. Значит, аллегорическому пониманию этих слов нет разумной альтернативы. В чем же аллегория?

Мы согласились, что «съесть книжку» - значит не бумагу положить в желудок, а усвоить на самом высшем уровне содержание слов книги. В народе так же говорят, что «съесть собаку», значит, в совершенстве знать предмет изучения.

Христос говорил народу, который хорошо знал или должен был знать аллегоричный характер Священного писания. Трудность понимания слов Христа была не умозрительная, а практическая.

Жить как жил Христос, изнурять свое тело и душу, добровольно пойти на крест не многим было под силу, а для большинства совсем неприемлемо. Но слово Христа категорично и ... лукавство человеческое придумывает «золотую» середину - религиозный обряд: «Таинство Божественной Евхаристии». Теперь уже можно и не жить как Христос, и не иметь Его характер, но, приняв «Тело и Кровь» Христа, получить путевку в жизнь вечную. Но законы природы, законы материи и духа, которые в Библии именуются законами ГОСПОДНИМИ, не обойдешь и не обманешь религиозными ритуалами, как бы торжественно мы их не называли... Верующие могут получать пользу, очищение и силу жизни, но не от самого «таинства», а от сопутствующих ему и сопровождающих оное: молитвы, веры, поста, размышления, физической тренировки организма. То есть, ситуация похожа на сказку о вкусном супе... из топора: суп получился вкусным, но не благодаря топору, а потому, что в суп было добавлено все, что нужно.

И сегодня: если мы уберем из жизни все религиозные ритуалы, обряды, символику, но оставим веру в Бога, деятельную любовь к ближнему, молитву (тайную и краткую), творчество техническое и гуманитарное, воздержание телесное и душевное и т.п., то жизнь хуже не станет. Ибо Христос не заповедовал творить религиозный обряд, а сказал только: «Сие творите в Мое воспоминание» (Евангелие от Луки гл.22 ст.19).

Если бы обычный прием пищи и особенно вина мы предваряли обильными размышлениями, т.е. превращали бы в таинство, к чему и призывает Христос, сколько бы ошибок и преступлений не было бы сделано! Но смысл слов Христа более широк: «Если мы не будем выполнять законы материи и духа, то не будем иметь в себе жизни.

В Библии нет таких слов, но мысль эта звучит с первой страницы до последней. Только выражается другими словами, словами-образами. Потому что безОбразная, холодно-отвлечённая форма выражения мыслей и менее понятна, и менее обязательна, и быстро забывается.

Зато мог ли забыть Адам слово Бога: «проклята земля за тебя...» или Каин, которому было сказано: «... проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей» (Бытие гл.4 ст.И).

Уже на этих примерах греха ясно видно, что есть нарушение законов духа и есть грех против законов вещества (или по-нашему - материи, которая в Библии именуется просто землёй).

Адам совершил первый грех - его поступки не разумны. Каин совершил и тот, и другой грех: его поступки и бессмысленны, и жестоки. И хотя Бог его прямо не проклинает, но предрекает ему тяжелую и бестолковую жизнь потому что... сама жизнь, сами законы вещества, будут воевать, сопротивляться тому, кто первый пошел на них войной...

Грехи Каина и даже Адама для людей Нового Завета слишком очевидны и хорошо понятны (на первый взгляд, во всяком случае)... а вот грехи, т.е. беззакония (1-е посл. Иоанна Богослова гл.3, ст.4) новозаветных людей, формально очень верующих, старающихся безукоризненно выполнять Моисеевы заповеди, требовали разоблачения. И главное: нужно было сказать, в чем заключается необходимое и достаточное условие наследования вечной блаженной жизни. И Христос эта сказал этой самой глубокой аллегорией: Нужно есть Его Плоть, и пить его Кровь.

Христос - это Свет, это Истина, это Жизнь, это Путь. Тело Иисуса, как человека, здесь абсолютно не причем. Но тогда какое же тело имел в виду Христос? Божественное!!! Но у Бога нет тела,- возражают ортодоксы, ибо Бог есть дух (Евангелие от Иоанна гл.4 ст.24). Но разве это исключает возможность того, что у Бога есть кроме Духа и Тело? Ведь человек, сотворенный по образу Бога, имеет тело, душу и дух. Стало быть, и Первообраз может, а точнее, должен иметь Тело, Душу и Дух. Евангельской самаритянке было сказано, что Бог есть Дух для того, чтобы она не представляла Бога ограниченным каким-то пространственным местоположением. А на более сложное понимание вопроса этот текст ответа не дает...  Все согласны, что Бог вездесущ, но отсюда как раз и следует, что вся бесконечная материальная Вселенная и есть Его тело, Его душа - это все сотворенные им разумные существа. А его Дух - абсолютно ни для кого и никогда непостижимая Сущность, управляющая всей бесконечной материальной Вселенной свободнее, чем мы управляем своим телом, своей микровселенной.

Таким образом, не нарушаются ни законы логики, ни основные догматы христианства. Остается только еще раз вспомнить, что есть и пить, как аллегория, означает усвоение на высшем уровне, во-первых, законов материи и во-вторых законов духа.

Псалмопевец Давид в самом первом псалме писал, что праведный человек размышляет о законах господних день и ночь. И даже подчиняет им свою волю. Великий потомок Давида Христос повторил эту мысль с еще большей силой, сказав, что законы Господни нужно «есть и пить». Это не те законы, о которых апостол Павел писал, что «ими не оправдится никакая плоть» (Посл. К Римлянам, гл.2 ст.20).

Это Законы неба и Земли, законы высочайшей гармонии и Красоты. Подчиняя им свою волю, человек обретает подлинную свободу, покой и высшее счастье (которое в библии именуется словом «блаженство»). Многие спросят: почему бы Христу прямо не сказать эту мысль? Зачем аллегория, да еще такая странная?! Ведь Он же знал, что долгое время большинство людей будут понимать Его слова неправильно, а первых христиан будут преследовать, обвиняя их в каннибализме.

Конечно, знал, но Его цель была не инструктировать людей, а будить их собственную мысль. Слушатели Христа и, тем более мы, знаем, что Бог есть источник красоты и Сам - высочайшая Красота. И если из уст Христа выходит слово, которое грубейшим образом противоречит этому, то ясно как день: слово не понято нам, и нужно стараться понять его, а не бежать от истины, что сделали многие слушатели Христа (Евангелие от Иоанна, гл.6, ст.66).

Зато другие люди любят доходить до простых, но важных для жизни истин путем сложных, замысловатых рассуждений и не довольны христианством за то, что в нем, якобы, нет или очень мало эзотерики, т.е. таинственной мудрости. Христос старался привлечь и тех, и других, говоря и притчами и прямо. Но слово, сказанное в повелительном наклонении, унижает самолюбие человека, а упрямство и злоупотребление свободной воли делает то, что человеку хочется противоречить или даже делать вопреки. Поэтому там, где слово Христа звучит в повелительном наклонении, оно больше походит на совет, чем на приказ. Например, Он говорит: «Научитесь от меня, ибо я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Евангелие от Матфея, гл.11 ст.29).

Доказательства ненужности так называемого «таинства Божественной Евхаристии» можно продолжать и дальше, если бы сказанного было недостаточно... чтобы наши оппоненты сделали верный вывод: мы «замахиваемся» на главную форму богослужения, которая практикуется вторую тысячу лет у католиков, православных, протестантов. Но здесь не предлагается отмена формы (форма отменяется сама выросшим содержанием - как скорлупа яйца выросшим в ней цыпленком).

Предлагается «отмена» ошибок мышления, дискуссия или спор, как высшая форма диалога, как борьба аргументов (а не амбиций, не эмоций, не авторитетов).

Заставить человека перестать понимать то, что он понял невозможно, зато понять ранее непонятное и возможно, и необходимо, ибо истина это процесс, а не какая-то застывшая сумма знаний... Все, что мы знаем ограниченно, а что не знаем - бесконечно. Чем больше новых знаний и умений получает человек в единицу времени, тем здоровее чувствует себя его душа, ибо ее главная потребность - потребность постоянной, всерасширяющейся деятельности... Дать душе такую деятельность - это и значит спасти душу. Не дать - значит погубить ее. И этот вывод философии и психологии не противоречит богословию.

Ошибка №9. Передовые православные богословы еще в XIX веке утверждали недопустимость юридического подхода к делу спасения души, т.е. душа спасается не за то, что человек сделал какую-то сумму добрых дел, а вследствие того, что человек стал по своим мыслям и характеру подобен Творцу. Спасает не вера и не дела, а богоуподобление. Это, конечно, не значит, что вера и дела пустяки. Без правильной веры не сделаешь правильных (добрых) дел, а без процесса творения добрых дел не приобретешь богоподобности характера. Но все-таки цель и средство не одно и то же. Можно делать, так называемые, добрые дела и не получать от этого никакого духовного развития. И наоборот, можно веровать, что Бог един (Посл. Ап.Иакова, гл.2 ст.19), хорошо богословствовать, но не выполнить ни одного слова Бога-Судьи (на Страшном Суде) и, конечно, получить вечное осуждение.

Ошибка №10. Считается, что человек уже сотворен по образу и подобию Божию. Между тем в отношении подобия Бог сказал слово «сотворим» (Бытие гл.1 ст.26), т.е. это дело будущего и чтобы это подчеркнуть, в следующем, 27 стихе сказано «И сотворил Бог человека по образу своему, по образу Божию сотворил его, мужчину и женщину сотворил их». Значит по образу Божию человек сотворен, а богоуподобления он должен добиваться всей своей жизнью - подвигом. Конечно, не все его достигнут «ибо много званных, но мало избранных» (Евангелие от Луки, гл.14, ст.24). Конечно, Каин, убивший родного брата, не был богоподобен, потому что богоподобный человек - это человек могучего ума, обширных знаний, железной воли, кипучей энергии и в то же время нежного, впечатлительного сердца. Образ, это форма, которая может быть заполнена высоким и огромным содержанием. Но может оказаться и НЕ заполненной, и большинство людей реализуют именно эту возможность...

Все это верно, почти как аксиома, но есть один серьезный контраргумент. Первый стих 5-й главы книги «Бытие» утверждает: «Вот родословие Адама. Когда Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его». Однако нетрудно заметить, что если первую главу своей книги «Бытие» Моисей писал почти что, как бы, под диктовку Бога, то первый и второй стих 5-й главы он писал не под диктовку, а от себя. Можно ли думать, что Моисей был новозаветным богословом и четко и ясно понимал отличие ОБРАЗА и ПОДОБИЯ. Наиболее вероятно, что он (как и большинство современных людей), просто не задумывался и не отделял образ от подобия. Но снова следует возражение: почему в первом случае Бог диктовал Моисею, а во втором позволил ему сказать «отсебятину»? Потому что, все время диктовать нельзя, так как это значило бы, что Моисей не свободная личность. Продолжение »

 

 

 


© 2022 Скопин Павел

Яндекс.Метрика